Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Николай Голобурдин: что ждет агробеспилотники в 2026 году

В 2026 агробеспилотники ожидают изменения: в Госдуме обсуждают упрощение регистрации, новые стандарты и реформы обучения пилотов
Николай  Голобурдин: что ждет агробеспилотники в 2026 году
Источник изображения: Личный архив компании
Николай Голобурдин
Николай Голобурдин
Основатель и CEO «АгроТех Авиа», научный сотрудник ИПУ РАН.

Разрабатывает симуляторы и ИИ-решения для агробизнеса и технологий БПЛА.

Подробнее про эксперта

Почему именно сейчас возникает надежда на перемены?

На недавнем круглом столе в Госдуме, посвященном применению беспилотников в АПК, прозвучала важная мысль: значительная часть норм не работает так, как предполагалось. Более того, представители ведомств впервые публично обозначили готовность обсуждать изменения, а также рассказали про новые стандарты в сертификации БАС, которые скоро будут приняты. Также недавно был принят профессиональный стандарт на аграрные дроны. Это пока не решения, но сигнал серьезный. Видно, что отрасль услышана и запрос воспринимается.

Какие конкретные изменения сейчас находятся в обсуждении?

Идет рассмотрение целого комплекса мер. Среди них: обновление формы свидетельства для БАС свыше 30 кг, что позволит устранить бюрократические тупики; корректировка требований к сертификату эксплуатанта, чтобы исключить дублирование процедур; изменение табеля сообщений, что потенциально сократит окно начала полетов; проработка изменений в профстандарте, направленных на снижение избыточных требований к пилотам и технике.

Все эти меры пока находятся в рабочем режиме, и многое будет зависеть от практической реализации.

Как реформы могут повлиять на агропредприятия?

Если изменения будут приняты, хозяйства получат возможность быстрее ставить технику на учет, легально вводить дроны в эксплуатацию без многомесячных задержек, обучать операторов в понятной и выполнимой процедуре. Это также снизит зависимость от внешних подрядчиков. Но важно подчеркнуть: все это возможно только при условии доведения реформ до конца.

Почему кадровый вопрос считается ключевым?

Даже при высокой потребности в авиационных сельхозработах операторов практически нет. Проблема не в отсутствии желающих, а в отсутствии легальной возможности пройти обучение. Если нормативная база по подготовке пилотов будет смягчена и структурирована, рынок сможет закрывать потребность кадрами собственными силами.

Можно ли ожидать рост применения БПЛА в агросекторе в 2026 году?

Да, при одном условии: курс на снижение регуляторных барьеров должен быть доведен до конца. Сегодня складывается благоприятная ситуация. Спрос растет, появляются новые мощные дроны, хозяйства готовы использовать крупные аппараты, рынок обучения ожидает четких сигналов, а федеральные ведомства открыто обсуждают реальные проблемы отрасли.

Если в 2025–2026 годах изменения будут закреплены нормативно, можно ожидать существенного рывка и роста аграрного рынка БПЛА на 20-30% в год. Если нет, стагнация продолжится.

Что может помешать реализации позитивного сценария?

Риски сохраняются. Среди них: затягивание согласований, возврат к избыточным требованиям, отсутствие утвержденных учебных программ для пилотов, низкая скорость регистрации и признания прав собственности на тяжелые беспилотники.

Итог зависит от того, смогут ли ведомства довести начатую работу до конкретных решений.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия