В сети университетских стартап-студий в РФ запущены 300 стартапов
С 2022 года в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» создано 22 стартап-студии в 8 регионах страныВ России создана и активно развивается сеть университетских стартап-студий (УСС). О том, как УСС превращаются в единую экосистему университетского техпреда и какие новые амбициозные цели ставят перед собой их руководители, шла речь на конференции «Стартап-студии: техники развития стартапов как структур кооперации» в Санкт-Петербурге.
По словам заместителя руководителя проектного офиса федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) Ирины Марковой, к 2030 году в России будет создано не менее 50 стартап-студий. Сегодня их 22. УСС уже сформировали идеологию, подходы и работающую структуру, теперь они выстраивают более сложные цепочки взаимодействия с индустриальными партнерами и другими операторами федпроекта.
«Самым главным результатом деятельности университетских стартап-студий в развитии технологического предпринимательства в стране стала их эффективность: менее чем за 3 года в таких студиях появилось 300 стартапов», — подчеркнула Ирина Маркова.
Так, в Приволжском федеральном округе сегодня работают уже 5 стартап-студий — в Нижнем Новгороде (Университет Лобачевского), Саранске (Мордовский государственный университет), Оренбурге (Оренбургский государственный университет), Набережных Челнах (Казанский федеральный университет) и Уфе (Уфимский государственный нефтяной технический университет). В Центральном ФО их четыре — УСС созданы при РХТУ им. Менделеева, Российском биотехнологическом университете, МИЭТ и МФТИ. Четыре стартап-студии работают в СФО — при Томском политехническом университете, ТГУ, СФУ и ИРНИТУ.
В Северо-Западном ФО стартап-студии созданы в Калининграде при БФУ им. Канта, в СПбГУВМ и при Национальном медицинском исследовательском центре им. Алмазова. На Урале две УСС — при Уральском федеральном и Тюменском индустриальном университетах. Две стартап-студии в ЮФО — при Южном федеральном университете и Астраханском государственном университете им. Татищева. В Северо-Кавказском и Дальневосточном ФО пока по одной стартап-студии — при Грозненском ГНТУ и ДВФУ.
«По результатам общения с некоторыми представителями стартап-студий видно, что они уже четко понимают специфику проектов и возможные направления кооперации. Им важно не бояться взаимодействовать между собой, с индустриальными партнерами, институтами развития и со структурами, у которых есть глобальный опыт в этом вопросе, такими как Фонд инфраструктурных и образовательных программ», — говорит заместитель директора Департамента развития технологического предпринимательства Министерства науки и высшего образования РФ Виктория Маковеева.
Сами руководители стартап-студий своей главной задачей видят перевод научных гипотез и исследований в область практического применения.
«Создание стартап-студий — это кардинальный, абсолютно качественно новый шаг в развитии техпреда. И в уровне ответственности за свой проект — те, кто приходят в УСС, должны быть более собранными и организованными, чтобы найти свой сегмент, выявить реальные коммерциализуемые запросы, проводить исследования и выйти на создание рыночного образца. Это серьезный уровень», — подчеркивает генеральный директор стартап-студии ННГУ им. Н.И. Лобачевского Михаил Федотов.
«Главная цель стартап-студии — подобрать инновацию и скомбинировать финансы, коллектив, инфраструктуру и индустриального партнера как эксперта и как площадку”, — уверен генеральный директор стартап-студии БФУ (г. Калининград) Дмитрий Омельянович.
«Одно дело придумать идею, а другое — заниматься уже операционной и стратегической работой. Мы разобрали всю технологию «выращивания» стартапа, утвердили ее как внутреннюю методологию работы — и сейчас выстраиваем ее в виде процедур и разноуровневого менеджмента относительно созданных технологических компаний», – говорит руководитель стартап-студии ДВФУ Илья Ковалев.
По словам директора стартап-студии «РОСБИОТЕХ» (г. Москва) Михаила Груздева, самый главный вызов — это проблема коммерциализации тех научных идей, которые существуют в университете.
«Научники не умеют работать с рынком. Они не всегда даже на старте работы над какой-то гипотезой понимают, как это сделать, чтобы это было рынку интересно. Поэтому наша задача, как стартап-студии, как раз в том, чтобы на ранней стадии формирования гипотезы внутри университета она получала рыночное направление — отслеживать, чтобы она двигалась в рыночном направлении», — добавил он.
«Наша главная задача — быть переводчиком или строителем мостов между пониманием и подходами, связанными с научной деятельностью, и с теми подходами, которые есть у реального сектора, у бизнесменов и предпринимателей. Наша задача — подружить, перевести друг другу эти термины и понятия, чтобы они друг друга услышали и произошла синергия, направленное взаимодействие. Я это вижу одной из приоритетных задач», — добавляет генеральный директор стартап-студии Оренбургского госуниверситета Антон Ряховский.
Всего к середине 2024 года в рамках Платформы университетского техпреда на базе высших учебных заведений создано более 23 тыс. стартапов и стартап-проектов. К федпроекту подключились 363 вуза по всей стране, а его участниками стали свыше 600 тыс. человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций составил более 1,5 млрд рублей.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты