Выгорание сотрудников: как сохранить кадры
Эмоциональное выгорание стало главной причиной для смены работы

Дипломированный телесный психотерапевт и магистр психологии, член Ассоциации Спикеров СНГ, эксперт онлайн-курсов «Коммуникация 2.0» и «Заяви» Радислава Гандапаса.
Эмоциональное выгорание по мнению 34 % россиян стало главной причиной для смены работы в 2024 году согласно данным исследования, проведенного «Сбераналитикой» и сервисом «Работа.ру». От чего же горят сотрудники и как работодателям вовремя рассмотреть первые симптомы и сохранить кадры?
Тревожные звоночки звучали давно. В 2019 году Всемирная организация здравоохранения классифицировала эмоциональное выгорание как заболевание в сфере профессиональной занятости и внесла в каталог Международной классификации болезней.
В 2024 году увольнения по причине «я устал, я ухожу» стали негативным трендом, в 2025 году пагубная тенденция может только усилиться. Связано это с растущей нагрузкой на персонал из-за кадрового голода, сотрудникам часто приходится выполнять работу за себя и за того парня, которого просто не могут найти. Еще одна причина — в век гибридного формата труда размываются границы между работой и личной жизнью. Пресловутый баланс, о котором все так много говорят, становится чем-то иллюзорным. Ну и то, от чего не спрятаться никому — обилие стрессогенных факторов.
Эмоциональное выгорание сотрудников — это защитная реакция организма на внутренние неразрешенные конфликты и на внешние факторы. Другими словами, это приобретенная стратегия поведения человека, которая помогает сохранить энергетические ресурсы, которых в какой-то момент становится критически мало.
Одна моя клиентка жаловалась, что совсем потеряла интерес к работе. В ходе разговора выяснили, что женщина находится 7 лет на одной должности. Она понимала, что не развивается, но у нее просто не было сил перейти к активным действиям: поговорить с руководством о повышении, найти новую работу и т.д. Своего рода защитная реакция, чтобы сохранить ресурсы.
Работники в состоянии выгорания, действительно, теряют интерес к работе в два раза реже обсуждают с руководителем достижение поставленных целей, на 13% меньше уверены в своей работе и в 2,6 раза чаще расстаются с текущей компанией — согласно исследованию Института Гэллапа.
Тревожными симптомами выгорания сотрудников служат стабильное нежелание идти на работу, длительное подавленное настроение, раздражительность, тревога, равнодушие к своим обязанностям, чувство собственной неэффективности, даже при наличии успехов, нестабильность результатов.
Кто в зоне риска
Под угрозой «воспламениться» и «перегореть» целеустремленные сотрудники, иначе «достигаторы». По данным статистических исследований журнала «Кадровик», наиболее склонными к профессиональному выгоранию являются следующие категории лиц: руководство (43%), трудоголики (40%), творческие личности (35%), менеджеры в сфере продаж (28%), специалисты в возрасте, близком к пенсионному (22%), работники, занятые ежедневными рутинными задачами (20%), новички, не имеющие коуча, наставника (5%).
Стадии выгорания
Есть три критерия определения выгорания: истощение, эмоциональное отстранение и снижение профессионализма. Каждый критерий связан с разной стадией выгорания.
Первая стадия выгорания — напряжение, при котором сотрудник чувствует эмоциональное истощение, усталость.
Проявляется в следующих симптомах:
- переживание тяжелых шокирующих стрессовых обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
- недовольство профессиональной деятельностью и собой как профессионалом;
- «загнанность в тупик» — ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или профессиональную деятельность;
- тревога и депрессия — развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
Ко мне обратилась девушка 28 лет, работает клиентским менеджером в банке. Я диагностировала у нее повышенную тревожность, связанную с работой. Тревожность проявлялась в поверхностном дыхании, сжатии в области живота и тяжести в голове, частом подергивании ногой. Во время консультации, выяснилось, что работа была выбрана из-за хорошего заработка и социального пакета, после трех месяцев на новом месте девушка поняла, что это не ее. Мы выявили конфликт «хочу» и «надо», расставили приоритеты, сняли напряжение с помощью метода расслабления Джекобсона. Девушка продолжает сотрудничество с компанией, но планирует поменять работу. Возможно, при более серьезном подходе к собеседованию со стороны эйчара компании мою подопечную просто бы не приняли на эту должность.
Вторая стадия выгорания — сопротивление.
Она подразумевает избыточное эмоциональное истощение, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным.
Если человек находится в этой стадии, то любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.
Третья стадия выгорания — истощение.
Стадия характеризуется снижением энергетических ресурсов человека и появлением симптоматики переутомления. Внутренние ресурсы организма расходуются быстрее, чем восполняются, что может привести к ухудшению физического и психического здоровья. Симптомы истощения включают тревогу, бессонницу, учащенное сердцебиение, раздражительность и склонность к перееданию. Человек становится менее эффективным в выполнении своих обязанностей, и ему требуется больше усилий для выполнения обычных дел.
Ко мне обратилась женщина — сотрудник на удаленке, пожаловалась на переутомление, бессонницу и выпадение волос. В ходе консультации выяснилось, что работа ей не нравится, нет регулярного качественного отдыха, бытовые условия не удовлетворяют в полной мере. Трудится, потому что надо обеспечивать семью. Клиентка находилась как раз в той самой стадии истощения.
Чтобы выбраться из этого состояния следует поработать над наполнением себя, использовать техники медитации, арт-терапии, искать внутренние опоры, заняться хобби. В идеале нужен санаторный отдых, следует соблюдать режим сна, питания, восполнять энергию на физиологическом уровне.
Процесс восстановления после эмоционального выгорания может занять от нескольких недель до полутора лет, что создает проблемы как для людей, стремящихся построить карьеру, так и для HR-специалистов, заинтересованных в повышении эффективности сотрудников и снижении затрат на найм и адаптацию персонала, поэтому важно знать о симптомах выгорания, чтобы предотвратить его на начальной стадии.
Внимательные к своим сотрудникам руководители могут и должны предупредить выгорание. Напомню, его можно определить по следующим признакам: внутреннее ощущение потери чего-то очень значительного, человек как будто очень устал и исчерпал свои внутренние ресурсы, ему тоскливо, ничего не хочется, наблюдается потеря интереса к выполняемой профессиональной деятельности, прогулы, ухудшение качества работы, циничное отношение к клиентам, коллегам, конфликтное поведение, формальное выполнение обязанностей, злоупотребление алкоголем, табаком, страсть к кофе, к снотворным препаратам.
Чтобы избежать эмоционального выгорания подчиненного, руководителю следует регулярно общаться с сотрудником, узнавать о его проблемах, отмечать успехи и хвалить за достижения, чтобы стимулировать профессиональный рост, при необходимости премировать сотрудника за хорошую работу, расширять круг задач подчиненного, если он справляется с текущими обязанностями, организовать обучение или повышение квалификации для сотрудника.
При этом хочу отметить, что руководитель не несет 100% ответственности за эмоциональное выгорание сотрудников. На мой взгляд, его задача все-таки обращаться за помощью к психологу-профайлеру, который поможет в работе с персоналом с помощью методик, диагностик и беседы.
Для профилактики и устранения выгорания следует предоставлять сотрудникам длительный отпуск. Также рекомендуется проведение профилактических мероприятий: психодиагностические сессии, психологические консультации, индивидуальное обучение, тренинги, методические семинары и просветительские лекции от психологов.
Особая задача руководителя и компании в целом — это создание здоровой атмосферы в коллективе: общение между специалистами должно быть позитивным, споры и конфликты необходимо решать конструктивно. Здесь помогут тренинги по деловым коммуникациям и обратной связи.
Также важно создавать условия, которые помогут избежать профессиональной стагнации. Компания, которая хочет видеть в своих рядах заряженных сотрудников должна иметь траектории горизонтального и вертикального карьерного перемещения.
Необходимо постоянно совершенствовать системы материальной и нематериальной мотивации персонала, чтобы сотрудники чувствовали свой вклад в общее дело.
Перефразируя известное выражение, «спасение выгорающих — дело рук самих выгорающих» можно сказать, что от руководителя и сотрудника зависит, получится ли вовремя «потушить пламя». Выгорание не проходит само по себе, подобно обычной простуде. Только усилия помогут сделать жизнь яркой, эмоциональной и насыщенной.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Рубрики



