Фейки в 2025 году: где чаще встречают и чему верят россияне
92% россиян сталкивались с фейками, а чаще всего разоблачения публикуют федеральные интернет-СМИ
С каждым годом увеличивается количество информации в медиа, а значит и фейков. С другой стороны — повышается и уровень медиаграмотности населения. Медиахолдинг Rambler&Co спросил у интернет-пользователей, как часто они встречают выдуманные новости и удается ли их вовремя распознать, а также сравнил с данными аналогичного опроса 2023 года.
Большинство опрошенных россиян (92%) признались, что сталкивались с фейками в разных источниках, и только 8% заявили, что не замечали их. В 2023 году показатели были практически теми же — 93% против 7%.
Наибольшая концентрация ложной информации, по мнению респондентов, — в соцсетях (37%) и мессенджерах (24%). Каждый пятый (20%) встречал фейки в федеральных онлайн-СМИ, а 13% — на телевидении. На долю нишевых интернет-ресурсов пришлось всего 6%. Для сравнения: два года назад соцсети называли чаще (44%), тогда как мессенджеры упоминали реже (20%).
Тематика «поддельных» новостей остается стабильной: политика лидирует — 50% (против 55% в 2023). Еще 12% фейков связаны с экономикой и столько же — с известными персонами. 17% отметили сообщения о жизни города или района, тогда как шоу-бизнес и здоровье оказались менее популярными поводами для манипуляций — по 5% и 4% соответственно.
При этом 81% отметили, что не поддались фейкам и сразу их распознали. Лишь 6% признались, что поверили ложным публикациям, а еще 13% столкнулись с недостоверной информацией, но позже увидели опровержение.
Разоблачения россияне все чаще замечают в крупных источниках. В 2025 году 41% назвали федеральные интернет-СМИ, тогда как в 2023 этот показатель был 32%. Заметно сократилось число тех, кто видел опровержения в соцсетях — 10% (против 27% два года назад). В 2025 году по 17% указали мессенджеры и телевидение, 12% — локальные медиа.
Федеральные интернет-издания сегодня лидируют с большим отрывом и как основной источник информации — 41% (против 26% в 2023 году). За ними следуют мессенджеры — 20% и телевидение — 17%. Соцсети выбрали 10%, а локальные онлайн-СМИ — 12%.
Интересно, что 39% считают себя защищенными от фейков благодаря привычке читать только проверенные источники. Еще четверть (25%) утверждают, что независимо ни от чего легко распознают недостоверные материалы, а 21% полагают, что фейки могут проходить мимо них незамеченными. Еще 15% просто не читают эмоциональные публикации, где чаще всего встречается ложь.
Главные признаки фейка, по мнению опрошенных: отсутствие ссылок на источники (52%) и односторонняя подача (31%). Еще 13% ориентируются на чрезмерно эмоциональный тон, а 4% — на странный слог текста.
Опрос проходил на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 21 по 28 августа 2025 года, охват составил 156 045 интернет-пользователей.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики


