Не только вывески и указатели: что такое дизайн-коды и кто их создает
Разбираемся, почему дизайн-код намного сложнее и важнее, чем просто указатели, остановки транспорта и вывески магазиновРешаю ключевые вопросы по содержательной части проекта, управляю командой, сопровождаю работу подрядчиков. Занимаюсь вопросами градостроительства, пространственных решений
Когда говорят о дизайн-коде, подразумевают, что это история про то, как будут выглядеть указатели, остановки транспорта и вывески магазинов. На деле все сложнее.
Дизайн-код — это большой документ, где содержится набор правил и рекомендаций, которые регламентируют весь внешний вид города: стандарты для архитектуры, оформления фасадов, рекламы, уличной мебели и других элементов городской инфраструктуры.
За созданием дизайн-кода стоит большая исследовательская работа: изучение истории локации, климата, работа с местными населением, городской администрацией. Рассказываю, откуда вообще взялись дизайн-коды, зачем их внедряет все большее и большее количество городов, и кто эти люди, которые делают такую работу, в том числе на примере проекта по развитию Нового Ташкента, где ATLAS работал над дизайн-кодом.
Что такое дизайн-коды: исторические корни
Подобие первого дизайн-кода появилось в Лондоне после пожара 1666 года, когда пришлось восстанавливать всю центральную часть города по специально разработанному регламенту застройки. В Российской империи первопроходцем в урбанистике был Петр I. При строительстве Санкт-Петербурга он издал «Указ о высоких строениях». Высота построек в Санкт-Петербурге не должна была превышать высоту Адмиралтейской шпили, а сами здания необходимо было строить из камня в едином стиле.
Другой пример уже из современности: после падения Берлинской стены в 1989 году власти ввели дизайн-код, чтобы визуально объединить два совершенно разных Берлина. В России дизайн-код в современном понимании появился относительно недавно. Началось все 2013 году с разработки единого стиля для 11 центральных улиц Москвы.
Особенность дизайн-кода в том, что он рассчитан на разных пользователей: не только на туристов и жителей города, но и на предпринимателей, представителей администраций. Для администрации — это набор правил для сохранения архитектурного облика города, которые определяют стиль зданий, цветовую палитру, а также используемые при строительстве и ремонте материалы. Это нужно для сохранения визуальной целостности исторических районов и предотвращения хаотичной застройки.
Например, в Севастополе ATLAS разрабатывал дизайн-код и опирался на историю города: светлые дома, планы развития, которые были разработаны в XX веке, учитывая объекты культурного наследия. Дизайн-код поможет городу решить проблемы с бессистемной рекламой, нарушением исторического облика. А в сельских территориях Дагестана ATLAS акцентировали дизайн-решения именно на сельском характере среды,сделали упор на архитектуру и детали: пропорции сложившейся архитектуры, местные материалы, правила работы с историческими элементами и грамотном включении новых, совокупность которых в современном прочтении сохранят и усилят дух места.
Предпринимателю дизайн-код помогает правильно оформить вывеску, входную группу в свое заведение — это привлекает больше посетителей. Для туристов и жителей дизайн-код выступает проводником по городу, наполняя его смыслами и подсказками об истории места.
Иногда дизайн-код становится частьи истории и идентичнсоти города. Например В екатеринбургской дизайн-системе ссылаются на уральскую идентичность: горы, реки, металл, суровый край и города-заводы. Поэтому в навигационных табличках используется кортеновская сталь.
Но это только видимая часть большой работы, чтобы разработать и успешно внедрить дизайн-код, нужно вовлекать экспертов и общественность: вести диалог с дизайнерами, местными жителями, бизнесом, учитывать интересы всех сторон. Важно еще правильно информировать общественность. Без правильной информационной кампании сложно донести цели дизайн-кода для жителей и бизнеса, получить поддержку и соблюдение норм. Мне нравится, как о дизайн-коде Грейвшема, района в Англии, рассказывает Рут Ричардсон — старший городской дизайнер международного проектного бюро Levitt Bernstein.
Успешный дизайн-код всегда отвечают существующему или историческому контексту места и его различным особенностям, при этом помогая местным органам власти планировать новую застройку. В Грейвшеме мы привлекали местное сообщество к разработке дизайн-кода в части улучшения доступа к инфраструктуре, контекстуальных, но отличительных фасадов зданий. Благодаря этому, дизайн-код сохраняет местную культуру, одновременно способствуя обновлению сообщества.
Дизайн-коды влияют не только визуальную часть и навигацию по городу. Всемирная организация здравоохранения в результате исследования общественных пространств выяснила: чем лучше они продуманы и организованы, тем больше люди двигаются и проводят время на улице. А это снижает риск инсульта, гипертонии и других болезней.
В 2011 году появился Индекс лучшей жизни (The OECD Better Life Index), который измеряет благополучие населения в разных странах. В индексе учитываются жилищные условия, доход, работа и качества жизни: окружение, образование, экология, состояние здоровья, удовлетворенность жизнью, безопасность и баланс работы и личной жизни. Если посмотреть на страны, которые лидируют в рейтинге (Канада, Австралия), то можно увидеть, что в крупнейших городах этих стран разработали (часто, совсем недавно) дизайн-коды. И они есть в открытом доступе. Например, в Сиднее, Рейкьявике, а в Канаде разработана система дизайн-кодов на уровне страны.
Мировые практики дизайн-кодирования
Мегаполисы стремятся быть «умными». Например, в Барселоне внедрение умных систем освещения позволило сократить расходы на электроэнергию на 30 процентов. В Лондоне такая же система помогла снизить энергозатраты на 25 процентов. В Валенсии внедрение умного освещения позволило:
- на 75% уменьшить затраты на электроэнергию;
- на 80% снизить выбросы CO2;
- сэкономить тем самым 6 миллионов евро в год на электроэнергии.
Современные города создают комфортные условия не только для людей, но и для животных. Например, каждый год в США от столкновения со стеклами здания гибнут от 100 миллионов до миллиарда птиц. В Канаде — до 50 миллионов. С такой проблемой столкнулся и Новый Ташкент — город, построенный с нуля на территории 20 тысяч гектар земли, где маршруты птиц уже давно сложились. В условиях активно развивающегося строительства важно учесть безопасность для местной фауны: для защиты птиц от столкновения с окнами зданий существуют специальные маркеры-конструкции, которые делают стекла на зданиях видимыми для птиц.
Среди таких конструкций — барьерные сетки, резные экраны, пленки и ультрафиолетовые невидимые человеку наклейки, которые создают визуальные маркеры для восприятия препятствий птицами. Такие наклейки тоже могут стать частью дизайн-кода. Так, команда бюро ATLAS при разработке дизайн-кода Ташкента учла эти конструкции и предложила применение на стекла с узорами, которые основаны на исторических орнаментах и сюжетах.
Еще один из трендов — это экологичное ведение строительства. Особые требования к ведению стройки предусматривает ряд зеленых сертификаций, например, LEED. Дизайн-код Ташкента учитывает основные рекомендации по снижению выбросов. Ключевая проблема — строительная пыль. Есть специальные защитные экраны, ограничивающие распространение пыли и грязи. Такие экраны могут брендироваться, повышая внимание к месту, истории и планам развития. Например, в рамках программы развития «Моя улица» в Москве были сделаны ограждения с интересными фактами об истории, выдающихся личностях и навигацией в условиях ограниченного движения. В Сеуле активно используются ограждения для стройплощадок, которые выглядят как арт-объект.
В городах с жарким климатом дизайн-коды акцентируют внимание на снижении тепловой нагрузки с помощью правильного выбора материалов и цветов. В Дубае активно используется белый цвет, чтобы отражать солнечные лучи и поддерживать комфортную температуру в городе. Проблема нагрева города крайне актуальна для Ташкента, команда изучила все мировые практики по снижению и учла релевантные в документе. Цвета и материалы для фасадов и благоустройства, рассмотренные в дизайн-коде, пропущены через фильтр потенциального нагрева.
Один из подходов к разработке дизайн-кодов — тактический урбанизм, который предполагает быстрые и малозатратные изменения городской среды для улучшения качества жизни. Обычно инициатива исходит от местных жителей и активистов, но нововведения могут проектироваться и муниципалитетами. Их суть — протестировать решения с минимальными ресурсами и, в случае успеха, развивать их на долгосрочной основе. Фудкорты на улицах, замена асфальта на газон, ограждение части проезжей части под общественное пространство — это все примеры тактического урбанизма. Конкретный пример в России — вокзальная площадь в Саратове, которая была спроектирована стандартно: с большим количеством асфальта и движением по кругу, переформатировали и в центре сделали газон и уютное общественное пространство.
Парклеты в Сан-Франциско — один из примеров тактического урбанизма. Идея заключалась в том, чтобы превращать парковочные места в небольшие общественные зоны с растениями и скамейками. В рамках программы Pavement to Parks было установлено 65 парклетов, это 5600 квадратных метров. В результате пешеходный трафик вырос на 4 процента, а велосипедный на 11. Организаторы провели опрос — 61 процент пешеходов стали ощущать себя безопасно на улицах.
Как происходит разработка дизайн-кода на примере Ташкента
Разработка дизайн-кода города — это исследовательская и творческая работа, которая начинается с глубокого анализа городской среды и истории. Я могу выделить вот такой алгоритм.
- В первую очередь проводят масштабное исследование истории города, его архитектурных традиций и этапов развития. Узнают, как формировался исторический центр, его эволюцию, сохранились ли старинные постройки и какие материалы использовались в прошлом.
- Далее команда тщательно изучила планы города по развитию, генеральный план Ташкента до 2045 года, мастер-план Нового Ташкента, стратегические цели, перспективные и отраслевые программы.
- Учитывают климатические условия, особенности местной территории, сейсмическую активность и природные явления. Например, в Ташкенте, из-за экстремально высоких температур, дизайн-код должен в том числе решать проблемы борьбы с жарой и засухой.
- Ищут культурную самобытность региона. Исследуют местные ремесла, быт, традиционную и современную архитектуру, и как они могут быть замиксованы. В этом отношении был изучен мировой опыт, как новые города и районы транслируют идентичность и позиционирование места.
- Проводят детальный анализ существующих зданий, их типов и стилей: дореволюционных, советских, модернистских и современных типовых построек.
- На основе этого анализа создают матрицу, которая помогает классифицировать здания и районы по архитектурным особенностям. Это позволяет эффективно перекладывать правила на конкретные примеры, ведь правила для вывесок в махалля будут сильно отличаться от новых районов, и визуализация таких особенностей делает дизайн-код более понятным и удобным для применения.
- Далее исследуют вернакулярные, или ментальные районы. Это часть города, которая в сознании жителей с чем-то ассоциируется: например, с рынком, ярмаркой, заводом, которого, возможно, здесь уже и нет. Как правило, такие районы имеют локальные символы, которые могут играть важную роль в создании дизайн-кода. На базе генерального плана развития города и мастер-плана развития Нового Ташкента было разработано зонирование дизайн-кода, в рамках которого ряд решений и правил может отличаться друг от друга.
- На заключительном этапе анализируют экономический контекст. Важно учитывать возможности и логистику местных производителей, ресурсы, чтобы поддерживать региональную экономику. Иногда какие-то материалы и ресурсы можно заказать прямо в этом городе или рядом, тогда дизайн-код поможет еще и местной экономике.
Ташкент как пример создания дизайн-кода
На разработку дизайн-кода Ташкента в первую очередь влияли климатические особенности города. Жара здесь может доходить до 60 градусов. Важно изучить, как ведет себя город в условиях перегрева: анализ теплового острова показывает, как распространяется тепло по улицам, какие территории больше страдают от палящего солнца.
Одна из проблем — пустынные ветры, которые приносят пыльные бури. Это влияет на городскую среду: пыль оседает на фасады, портит внешний вид улиц и зданий. Поэтому дизайн-код должен учитывать эти особенности и предлагать варианты снижения влияния проблемы.
Еще один аспект — ресурсы. Если в других городах можно позволить себе обильный полив озеленения, то здесь каждая капля на счету. Также специалисты были нацелены на снижение из-за экономии бюджета. Поэтому в дизайн-коде заложены энергоэффективные и водосберегающие технологии. Например, фонари на солнечных батареях или системы сбора дождевой воды, которую можно использовать для полива растений.
В Ташкенте жители исторически использовали традиционные способы борьбы с жарой: хаузы, каналы и арыки под тенью деревьев. Эти методы отражают адаптацию к климатическим условиям региона и включают архитектурные и бытовые решения, которые помогают снизить воздействие жары. Дизайн-код тоже может включать в себя как традиционные, так и современные, технологичные решения.
Например, можно брать на вооружение местный вековой опыт борьбы с высокими температурами. Традиционные узбекские кварталы «махалля» строились с учетом защиты от жары. Улицы в таких районах узкие, а дома стоят так близко друг к другу, что прямой солнечный свет не попадает на улицы. У домов толстые стены из сырцового кирпича или глины — эти материалы днем защищают от жары, а ночью медленно отдают накопленное тепло, сохраняя прохладу внутри помещений. В традиционных домах используются тканевые занавески и деревянные жалюзи, чтобы защитить помещения от перегрева. Все эти элементы важно изучить во время разработки дизайн-кода.
Еще одна особенность изучения контекста — анализ активности Ташкента с помощью исследования потоков людей, разнообразия посещаемых мест и наложение различных слоев данных: карты транспортных потоков, карты мобильности, демографические данные.
Например, у аэропорта, железнодорожных вокзалов и автовокзалов Ташкента самая высокая плотность движения, особенно в часы пик. Торговые центры и базары — также наиболее посещаемые зоны. Ранее мы с командой уже проводили исследование базаров как магнитов притяжения, и этот вывод подтверждается анализом в рамках проекта в Ташкенте. Их активность определяется как плотностью населения рядом, так и функцией как центров торговли и социального взаимодействия. Архитекторы и дизайнеры даже используют Индекс Шеннона — значение, которое больше применяют в других науках, чтобы изучить разнообразие, выравненность в структуре сообщества, посещаемость разных мест.
Получается, что дизайн-код — это не только стиль оформления скамеек, вывесок, остановок и шаблоны шрифтов для указателей. Это результат большой исследовательской, коммуникационной, аналитической и творческой работы. За этой работой стоят архитекторы, аналитики, городские исследователи, отраслевые эксперты, дизайнеры, иллюстраторы и другие профессионалы.
Источники изображений:
Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль