Зачем регистрировать Товарный знак
Эксперт Анастасия Бекичева рассказывает, как зарегистрировать уникальный бренд и не получить отказ РоспатентаАнастасия специализируется на корпоративной практике в части реорганизации и комплексного сопровождения ликвидации, а также в сфере интеллектуального права по вопросам регистрации брендов и патентов.
Что такое Товарный знак
Товарный знак — обозначение, используемое для индивидуализации услуг и товаров участников гражданского оборота (ст. 1477 ГК РФ).
Проще говоря, Товарный знак — это зарегистрированный логотип, целью которого является обеспечение различия между однородными товарами и услугами. Фактически любой зарегистрированный бренд и является тем самым Товарным знаком.
Проверка бренда до регистрации
До подачи заявки в Роспатент обязательно нужно проверить его регистрационную способность. Т.е. нужно понимать, а есть ли вообще шансы на регистрацию бренда.
Проверка на сходство происходит по трем основным параметрам:
- Фонетическое сходство — одинаковое или сходное звучание;
- Графическое сходство — одинаковое или крайне схожее визуальное представление;
- Семантическое сходство — пересечения в плане общего смысла, идеи.
Иногда определить точно есть ли какие-то пересечения крайне проблематично, поэтому без специалиста в этом вопросе не обойтись.
Кто может зарегистрировать Товарный знак
Регистрация Товарного знака возможна на:
- Юридические лица любой организационно-правовой формы как являющиеся резидентами, так и не являющиеся резидентами РФ;
- Индивидуального предпринимателя;
- Физическое лицо в случае его регистрации как самозанятого.
Регистрация на физические лица относительно новая процедура, действующая с июня 2023 года. Но за это время мы уже успешно зарегистрировали такие Товарные знаки, причем не применяя ускоренную процедуру и уже знаем все тонкости и нюансы процесса.
Что можно зарегистрировать в качестве товарного знака
В качестве товарного знака можно зарегистрировать следующие обозначения:
1. Словесное — состоящее исключительно из букв и/или цифр.
2. Изобразительное — состоящее из изобразительных элементов, картинок, фигур и пр.
3. Комбинированное — сочетающее в себе как изобразительные, так и словесные элементы.
4. Звуковое — представляющее звуковою дорожку, какой-то рекламный лозунг. Например, это всем хорошо известная звуковая дорожка Открытого акционерного общества «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», зарегистрированная за номером 473405.
Помимо звукового файла при регистрации прикладываются также ноты.
5. Изменяющие — это видео, которое представляется и как раскадровка, и как видеофайл.
6. Прочие, например, к ним можно отнести обонятельные — это любое исполнение парфюма. Здесь особенно интересно готовить описание парфюма.
Что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака
- Названия государств (включая непризнанные и частично признанные);
- Флаги/гербы и прочие отличительные государственные символы (включая символы уже не существующих государств);
- Названия международных и правительственных организаций;
- Пробирные клейма, печати, награды и пр.
- Устойчивые выражения по сути — это фразеологизмы, т.е. словосочетания, смысл которых не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав. Например, к ним можно отнести: «Не жизнь, а малина», «Язык без костей», «Платон мой друг, но истина дороже»;
- Обозначения, которые противоречат нормам морали, этики и принципам гуманности. Так, например, попадут под запрет жаргонизмы и выражения, в которых употребляется нецензурная брань. Но не только. Например, использование словесного выражения: «В кругу семьи» для табачной продукции будет признано противоречащим общественным интересам и нормам морали. В данном случае используются репутационные ценности семьи в качестве привлечения к своей продукции;
- Товарные знаки, связанные со смертью. В ГК РФ нет упоминаний на этот счет. Я бы отметила, что это скорее практические рекомендации Роспатента, основанные на внутреннем Регламенте.
Для чего нужна регистрация Товарного знака
- Охрана своего бренда. С момента подачи заявки в Роспатент у заявителя появляется закрепленное право на использование своего бренда. Конечно, начать использовать обозначения можно и до подачи в Роспатент. Но если кто-то зарегистрирует такой же или похожий логотип в Роспатенте, то появится проблема отстаивания своих прав в суде. Причем нет гарантий, что суд в итоге встанет на сторону заявителя. Сам факт подачи заявления уже закрепляет за вами представленный логотип.
- Защита своего бренда. Если кто-то недобросовестно, используя ваш зарегистрированный логотип, поставляет продукцию, то правообладатель вправе обратится в суд за защитой своего нарушенного права и вправе потребовать прекратить использовать товарный знак, а также возместить понесенные убытки в размере до 5 миллионов рублей (пп.1 п. 4 т. 1515 ГК РФ). Наряду с гражданской ответственностью может применяться и уголовная, вплоть до 6 лет лишения свободы, согласно с. 180 УК РФ.
- Запуск франшизы. Наиболее успешные бренды могу предоставить возможность другим компаниям работать под своим брендом на возмездной основе. Франшиза приносит доход своему владельцу. Но не забывайте, что она порождает и обязанности: обучение персонала, помощь с поставками продукции, субсидиарная ответственность.
Что необходимо предоставить для регистрации Товарного знака
- Заявление на регистрацию Товарного знака, заполненное в соответствии с требованиями и действующим регламентом Роспатента;
- Заявляемое обозначение на материальном носителе;
- Описательная часть Товарного знака (один из самых важных нюансов при регистрации);
- Перечень товаров и услуг, согласно последней редакции Международной Классификации Товаров и Услуг (МКТУ);
- Пояснительная записка;
- Доверенность, в случае подачи через представителя;
- Платежные поручения об оплаченных пошлинах.
Порядок регистрации в Роспатенте
На первом этапе Роспатент проверяет:
- исчерпывающий ли комплект документов представлен;
- корректно ли они при этом заполнены;
- правильно ли вы оплатили пошлину.
Срок рассмотрения вместе с предоставлением ответа до 1,5 месяцев.
На втором этапе проводится экспертиза по существу. Здесь проверяться тождественность с уже существующими товарными знаками и ранее поданными заявками. Это самый долгий этап, который длиться до 8 месяцев.
На третьем этапе в случае успешной проверки оплачивается последняя пошлина и выдача Свидетельства. На регистрацию в реестре товарных знаков и выдачу Свидетельства уходит 1, 5 месяца.
Что делать с предварительным отказом Роспатента
Конечно, Роспатент может выдать отказ по совершенно объективным причинам, например, если представленное обозначение схоже до степени смешения с уже зарегистрированным.
Но бывают и такие отказы, которые можно грамотно оспорить в Роспатенте, чтобы добиться регистрации своего логотипа. Можно даже обойти отказ из-за пересечения со схожим товарным знаком в рамках одного класса МКТУ. Причем не понадобится идти в суд. И это далеко не единственный вариант, когда можно провести регистрацию Товарного знака в случае получения первичного отказа.
Нельзя недооценивать предварительную проверку логотипа до регистрационных действий. Именно на этом этапе уже можно понять есть ли в целом шансы на регистрацию, оценить риски и доработать свой логотип.
На этапе подготовки комплекта документов в Роспатент один их самых важных моментов — описательная часть. Умело составленное описание позволяет избежать семантического и фонетического сходства, тем самым повысит регистрационные шансы.
Также важно учитывать, что большую часть отказов Роспатента можно преодолеть. Юрист, специализирующийся на интеллектуальном праве, поможет найти верное обоснование к завершению регистрации и представить его в таком виде, чтобы у регистрирующего органа не осталось шансов к финальному отказу. И даже если отказ не является преодолимым всегда допустимо воспользоваться возможностью получения согласий от иных правообладателей для получения положительного результата Роспатента. Потому, главное в деле о регистрации — найти компетентного юриста.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты