Как ППР создали систему безналичных расчетов
Компания придумала альтернативу наличным деньгам для оплаты заправок, моек и других услуг для автопарковЗадача:
Создать систему, которая позволит водителям автопарков не брать с собой наличные, а держать деньги на карте. Их нельзя снять или перевести другому человеку — только потратить на топливо. В случае кражи карту можно заблокировать удаленно. Так командировки должны были стать безопаснее для дальнобойщиков и компаний.
Причина:
В 1990-х владельцы транспортных фирм выдавали водителям в рейсы крупные суммы наличных. Банковскими картами пользовались редко, терминалы в магазинах и на АЗС почти не встречались.
С наличными было связано несколько проблем:
- дальнобойщиков часто грабили — преступники знали, что у них с собой много денег;
- водителям приходилось брать чеки с каждой заправки и хранить их до возвращения — если не было документов, подтверждающих расходы на бензин, бухгалтерия вычитала эту сумму из зарплаты;
- бизнес рисковал — нечестные водители подделывали чеки, завышали расход топлива, сливали бензин и продавали, а доказать или предотвратить это было невозможно.
Как начинали работу
Первую версию системы PetrolPlus ППР создали в начале 1990-х годов. Изначально она предназначалась не для заправок, а для мусорных полигонов. Система позволяла отслеживать, какие машины приехали, сколько мусора они привезли и выгрузили. Но такой бизнес приносил низкую прибыль, поэтому ППР решили переключиться на топливные компании.
Новую систему решили разрабатывать на платформе Magic. Ее почти не использовали и не изучали в России — риск взлома хакерами минимален. Но было сложно найти разработчиков, которые умели работать на платформе.
ППР собрали команду из студентов и недавних выпускников вузов и стали создавать систему с нуля. В проекте участвовали около десяти разработчиков-новичков, которыми руководил технический директор.
Первая версия системы была запущена через год после старта.
Какую систему создали
Система безналичных расчетов PetrolPlus работает следующим образом.
Система решила несколько проблем:
- Освободила водителей от наличных, а компании — от мошенничества и лишних расходов.
- Сделала прозрачной систему учета. Теперь руководитель и бухгалтер могут посмотреть расходы по каждой машине автопарка в едином личном кабинете. Также там есть информация по каждому сотруднику, машине и всем топливным картам компании.
- Сэкономила компаниям время на отчетности. Каждый месяц в личном кабинете формируются закрывающие документы по всем операциям.
- Дала автопаркам больше выгоды. Клиенты могут сэкономить до 30% суммы расходов за счет возмещения 20% НДС и скидок на топливо, мойку и шиномонтаж — в зависимости от подписки, которой пользуется компания.
Как начали продавать систему другим
Система безналичных расчетов ППР стала первой в своем роде — конкуренты появились только спустя десять лет. Именно поэтому многие компании захотели использовать PetrolPlus у себя.
Первыми систему установили сети АЗС. Затем подключились предприятия из других отраслей: например, магазин электроинструментов, алкомаркет и несколько пансионатов. Карты использовали даже в русском городе Баренцбурге на норвежском архипелаге Шпицберген — ими оплачивали питание в столовой. Однако топливный бизнес остался основным направлением: в других отраслях оборот низкий.
В 2000 году ППР начали сотрудничать с ВИНК. Это вертикально интегрированные нефтяные компании, которые берут на себя все этапы в нефтяной отрасли: от добычи до продажи продукта. Финансирование проектов резко выросло, а ППР перешли на новые технологии.
Как развивали систему и вводили новые функции
К 2003 году клиентов становилось больше, и скорость, с которой платформа Magic обрабатывала транзакции, перестала устраивать компанию. Чтобы развивать систему, понадобилось более масштабное решение, поэтому ППР перешли на систему управления базами данных Oracle. Она рассчитана на большие массивы информации и используется в крупных банках.
Для перехода задействовали около десяти разработчиков и тестировщиков. Нужно было не только перенести все данные в новое место, но и лично приехать к каждому партнеру, чтобы переустановить систему на месте. В итоге весь процесс — от момента разработки до полного обновления — занял около четырех лет.
Когда ресурсы позволили развиваться, ППР внедрили в систему новые опции.
Специальные RFID-метки. На них записывали данные о карте клиента, затем клеили на бак или стекло автомобиля. Например, если метка стояла на бензобаке, во время заправки информация считывалась при помощи пистолета, а в систему передавались данные, каким бензином заправился водитель и на сколько литров.
Заправка по телефону. Клиент мог позвонить, сказать номер своей карты и сделать заказ, например, на 30 литров 95-го. После оплаты топливо начинало литься автоматически, и необходимости идти в будку оператора не было.
Терминалы самообслуживания. В этом случае с оператором можно было не общаться вообще. Клиент подъезжал к колонке, прикладывал карту и заправлялся сам.
Все три решения придумали, чтобы сэкономить время водителей и снизить нагрузку на операторов АЗС — например, в час пик. Но клиенты не доверяли машинам отпуск топлива и предпочитали сами контролировать процесс, поэтому метки, заправка по телефону и терминалы самообслуживания не стали популярными.
Однако были и удачные решения, которые понравились клиентам.
Автоматическая инкассация терминалов. Изначально данные от терминалов до единого бэк-офиса передавали на носителях — пластиковых картах, которые выполняли роль флешек. Сотрудник вместе с ними объезжал каждый терминал и вручную снимал информацию. Это занимало много времени, поэтому ППР настроили автоматическую инкассацию. Задали расписание, по которому терминалы сами выходили на связь в определенное время и передавали данные в центральный офис. Такое решение стало прорывом в 1990-х, когда автоматизация была редкостью.
Многоэмитентная система заправок. Система безналичных расчетов стояла на многих заправках, но клиенты одной сети не могли заправляться на другой, поэтому ППР интегрировали сети друг с другом. Водитель мог уехать на другой конец страны и заправиться по своей топливной карте на любой партнерской АЗС.
Сначала по топливной карте можно было только заправляться, но со временем ППР добавили больше 20 услуг — например, оплату штрафов и командировок, заказ запчастей и каршеринг. Ввели бесконтактную оплату через мобильное приложение — так водитель может оплатить услуги, даже если забыл карту.
Результат ППР начали с системы безналичных расчетов для заправок, а в итоге стали одной из самых крупных независимых компаний. Текущие результаты: более 25 сервисов для автопарка; 80 000 клиентов и более 5,5 млн транзакций ежемесячно; больше сотни компаний, работающих на системе ППР, среди них — заправочные сети «Нефтьмагистраль», «Трасса», «Ирбис» и другие; в одной сети объединено около 20 000 станций техобслуживания, из них 18 000 АЗС, остальное — мойки и шиномонтажи. ППР развиваются дальше.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети