РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
Главная ALP Group 24 октября 2024

Как ERP-системы помогают бизнесу и в чем перспективы их развития

Александр Казеннов рассказывает об эволюции ERP-систем — от простого инструмента по учету материалов до многофункциональных решений на базе машинного обучения
Как ERP-системы помогают бизнесу и в чем перспективы их развития
Источник изображения: Freepik.com
Александр Казеннов
Александр Казеннов
Руководитель корпоративных практик ALP Group

Окончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года занимает должность руководителя корпоративных практик.

Подробнее про эксперта

Системы планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, или ERP) сегодня являются ядром автоматизации крупного бизнеса. Повсеместный рост внедрения ERP-систем иллюстрирует их важность для успешного предприятия. Также разработка отечественных решений в этой области является важным направлением импортозамещения. Например, многие российские компании сейчас разрабатывают свои альтернативы ушедшему SAP. Может показаться, что корпоративные информационные системы стали использовать недавно, однако они существуют на рынке уже 60 лет и имеют богатую историю.

Прошлое

История ERP началась в 1964 году, когда инженер IBM Джозеф Орлички вдохновился бережливым производством Toyota и создал систему планирования потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP). Первой компанией, внедрившей у себя MRP, стала американская компания по производству электроинструментов и крепежных систем Black+Decker (эта компания все еще существует).

Далее крупные производители вдохновились этим примером, и сами взялись за разработку MRP-решений. Хотя их создание было дорогостоящим, они занимали много места, а для их обслуживания требовалась целая команда экспертов, ранние системы класса MRP позволяли предприятиям лучше управлять запасами, отслеживать закупки сырья и планировать производственные циклы.

MRP-системы получили широкое распространение в 1970-х годах, но технология оставалась доступной лишь крупным компаниям, у которых были бюджеты и ресурсы для собственных in-house разработок. К 1975 году MRP-решения были внедрены примерно в 700 компаниях в мире. В конце концов несколько крупных вендоров, в том числе Oracle и JD Edwards, решили сделать это программное обеспечение доступным для большего числа предприятий.

Следующая веха в истории корпоративных информационных систем наступила в 1983 году, когда на свет появилось новое поколение ПО — MRP II. Аббревиатура осталась прежней, но получила другую расшифровку: Manufacturing Resource Planning — планирование производственных ресурсов. MRP II привнесла в классическое MRP генеральное планирование, верхнеуровневое планирование мощностей и концепцию S&OP (интегрированное планирование продаж и операций).

Производственные компании создали действительно ценный продукт, и их опыт быстро перешел на другие отрасли. В 1990 году исследовательская фирма Gartner ввела в обиход аббревиатуру ERP — планирование ресурсов предприятия. Новое название ознаменовало распространение такого софта за пределы производства. Тогда же ERP-системы включили в себя другие бизнес-функции, такие как бухгалтерский учет, продажи, проектирование и управление персоналом, и приобрели свой нынешний облик в виде единой базы данных обо всех ресурсах и сферах деятельности компании.

ERP-системы продолжали развиваться на протяжении 90-х годов. Одним из крупных прорывов стало появление облачной ERP, выпущенной на рынок компанией NetSuite в 1998 году. Облачные решения означали, что компаниям больше не нужно приобретать и обслуживать оборудование, это сократило потребность в ИТ-персонале, упростило процесс внедрения и сделало ERP-системы доступными для малого и среднего бизнеса.

В 2000 году все та же Gartner представила идею ERP II для обозначения систем с выходом в интернет, которые могут извлекать данные из других корпоративных источников, включая системы класса CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), SCM (управление цепочками поставок) и HCM (управление человеческим капиталом), а также обмениваться данными с поставщиками и другими партнерами в режиме реального времени.

Настоящее и будущее

Сегодня ведущие ERP-системы представляют собой обширные хранилища информации и способны генерировать отчеты, отражающие работу каждого аспекта бизнеса: от продаж и маркетинга до разработки продуктов, управления персоналом и операционной деятельности. На рынке представлено бесчисленное множество программных решений, кастомизированных для различных отраслей, бизнес-моделей и задач, а ERP выступает в качестве центра управления цифровой экосистемой компании.

Стоит сказать, что отечественные ERP-решения сегодня находятся на той же эволюционной ступени, что и западные. Пожалуй, единственное различие в том, что пока не всегда получается совмещать UI-дизайн и производительность. Сейчас это либо «умеренная» (достаточная не для всех, но для большинства компаний или корпоративных процессов) производительность при гармоничном интерфейсе с low-code элементами, либо высочайшая производительность при достаточно простом визуальном исполнении. Многие интерфейсы российского ПО в корпоративном сегменте пока напоминают старые версии иностранных ERP-систем. Это объясняется тем, что российская ИТ-индустрия традиционно делает упор на функциональность, а не на внешний вид продукта. При желании этот недостаток можно будет легко исправить и наверстать упущенное. Уже сегодня мы можем видеть изящные интерфейсные решения для малого бизнеса. Конечно, редизайн флагманских ERP-систем для крупнейших корпораций займет больше времени, зато в вопросах производительности отечественные продукты уже сейчас находятся на высоком уровне.

Очевидно, что определять будущее ERP-систем как в России, так и во всем мире будет распространение технологий на базе искусственного интеллекта и Интернета вещей (IoT). Наиболее вероятно, что ERP-решения выйдут на новый виток развития за счет алгоритмов машинного обучения: системы научатся самостоятельно выявлять закономерности и аномалии в данных и делать соответствующие выводы, таким образом устраняя ручные задачи и даже прогнозируя будущие бизнес-тенденции.

В итоге мы дойдем до такого уровня автоматизации бизнеса, когда за человеком останется только принятие финального решения. Автоматизированная система проанализирует и подготовит информацию таким образом, чтобы в итоге вывести человеку на экран один вопрос: какой путь выбрать — при варианте «А» мы получим такие бизнес-результаты, а при варианте «Б» — такие; решение — за вами.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

I место в рейтинге фирмы «1C»Крупнейшее внедрение «1С» в ФГУП «Почта России», автоматизировано 47 612 рабочих мест
Внедрение «1С: Консолидация 8»Одно из самых масштабных внедрений «1С: Консолидация 8» в ПАО «Газпромнефть», автоматизация >5к мест

Профиль

Дата регистрации14.10.2010
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, ул. 2-Я Звенигородская, д. 13 стр. 42, этаж 9, помещ./ком I /18
ОГРН 1107746840420
ИНН / КПП 7703729939 770301001

Контакты

Адрес 123022, Россия, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, корп. 41, 7 этаж
Телефон +78005555151

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия