Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная Key 2 Sales 19 февраля 2025

Как увеличить выручку на 21%, не выходя за пределы текущего рынка

Как найти рост на рынке, где, кажется, его нет? Как мы увеличили выручку на 21%, работая с текущими продуктами и клиентами
Как увеличить выручку на 21%, не выходя за пределы текущего рынка
Источник изображения: Freepik.com
Задача и причина

Задача:

Оцифровать рынок, измерить предложение компании относительно конкурентов и учитывая критерии выбора клиентов. На основании точных данных определить зоны роста выручки компании.

Причина:

Внутри команды клиента  сложилось четкое убеждение, что текущая доля рынка уже 40% и потенциала роста нет. А единственный путь роста выручки — выход на новые рынки или вывод нового продукта.

Чем больше мы занимаемся оценкой различных рынков, тем больше удивляемся тому, как многие компании живут в иллюзии, что хорошо понимают свой рынок, его границы и глубину. Самый распространенный запрос даже у крупных компаний с богатым опытом работы и множеством клиентов звучит так:

  • «Мы уперлись в потолок, и последние 2 года роста нет».
  • «Мы занимаем 30-40% рынка, и нам нужны новые географические или вертикальные рынки для новых высот».
  • «Мы знаем всех своих клиентов в лицо, и нам нужны новые точки роста».

Парадокс заключается в том, что это чаще всего интуитивные и ощущенческие параметры, а не точные данные о рынке. И прежде чем искать новые горизонты, мы всегда предлагаем для начала досконально изучить и оцифровать свой рынок. Поэтому мы решили поделиться кейсом нашего клиента, в котором проявились, пожалуй, все возможности для роста выручки за счет текущего продукта и основного рынка. Возможно, этот кейс натолкнет вас на поиск выручки внутри вашего рынка.

Итак:

Проблема: Отсутствие роста выручки и клиентской базы в компании в течение последних 11 месяцев.

Данные: Рынок аутсорсинга логистических услуг. Активная клиентская база компании B2B — 830 компаний.

Как мы решили эту проблему:

Как и в любом проекте, мы начали с постановки гипотез, которые могли бы объяснить возникшую проблему. Мы выдвинули следующие гипотезы отсутствия роста выручки и клиентской базы:

  1. Достигнут лимит клиентов, открытых к аутсорсинговой модели бизнеса.
  2. У компании на сегодняшний день более 40% доля рынка, что является критичным для роста на высококонкурентном рынке логистики.
  3. Отсутствие потока лидов при высоком уровне спроса и росте рынка.
  4. Низкая конверсия из просмотра сайта в заявку.
  5. Низкая конверсия продаж из-за отсутствия уникального торгового предложения (УТП).

Чтобы опровергнуть гипотезы, мы составили следующий план работы по каждой из гипотез:

Гипотеза 1-2:

  1. Оценка объема рынка в деньгах: составили список всех поставщиков и их финансовые результаты.
  2. Оценка рынка в количестве клиентов: составили список всех компаний, соответствующих критериям численности персонала, выручки и вида деятельности. Клиентские сегменты были разделены на: а) крупный, малый и средний бизнес, б) по отраслям: торговля, производство, добыча ископаемых, переработка, строительство, утилизация отходов, транспорт, энергетика, агро. в) внутри каждой отрасли также обозначили подсегменты, например, в строительстве: жилые дома, дорожная инфраструктура, промышленные здания и склады и др.

Результаты: Мы составили подробную таблицу с каждым потенциальным клиентом компании, а также набором критериев: отрасль, сегмент отрасли, крупность бизнеса, выручка, численность персонала, основной вид деятельности, регион, город, средний чек, объем закупки. Кроме того, были собраны реальные финансовые результаты крупнейших конкурентов и их клиентов по тем же критериям.

Работать с точными данными всегда легче и показательно. В итоге положение компании относительно. рынка было скорректировано, а точнее стало реальным:

  • Текущая доля рынка — 11%.
  • Из потенциальной базы клиентов компания сотрудничает только с 19% всех возможных.
  • Компания не работает с клиентами из отраслей строительства, транспорта, добычи полезных ископаемых, при том что конкуренты активно работают с этими отраслями.
  • В рамках торгового сегмента компания не работает с фармацевтическими компаниями, маркетплейсами, автозапчастями.
  • Компания не работает со средним бизнесом, хотя потенциал в деньгах в этом сегменте больше, чем при работе с крупными заказчиками.

Управленческие решения:

  • Обновлена стратегия продаж по сегментам клиентов.
  • План продаж обновлен и уточнен конкретным списком компаний.
  • Выработаны отдельные пакетные предложения для отраслевых клиентов среднего бизнеса.
  • Поставлена задача маркетингу провести CustDev для неохваченных сегментов клиентов.

Гипотеза 3: Отсутствие потока лидов при высоком уровне спроса и росте рынка

Для проверки баланса лидов относительно всего рынка мы провели следующее:

  • Оценка количества коммерческих запросов в Google/Yandex.
  • Оценка объема трафика топ-10 конкурентов.
  • Анализ ключевых фраз и наиболее просматриваемых страниц конкурентов.
  • Сегментация объема трафика по каналам привлечения клиентов онлайн и офлайн, включая участие в B2B конференциях и профессиональных клубах.

В результате была выявлена классическая проблема для B2B компаний: сильный канал привлечения клиентов через прямые продажи и конференции и почти полное отсутствие работы с SEO, таргетированной рекламой и коммуникациями через справочные агрегаторы.

Управленческие решения:

  • Обновили подрядчика по SEO (как оказалось, он был).
  • Тестировали гипотезы по таргетированной рекламе. 1 кампания принана успешной и ее оставили в работе.
  • Разместили информацию о компании в 30 крупнейших справочниках о компаниях.

Гипотеза 4: Низкая конверсия из просмотра сайта в заявку

Мы не имели информации о конверсиях из просмотра в заявку у конкурентов, но знали средние показатели по подобным услугам в B2B — это 3%. В компании эта цифра составляла 0,5%. Чтобы выяснить причины, мы сделали следующее:

  1. CustDev с 10 ЛПР: выявили путь и критерии выбора поставщика.
  2. UX-тест: оценили процесс выбора клиентами от идеи до отправки формы заявки.
  3. Оценили процесс изучения информации на сайте поставщика и фиксировали эмоции, а также причины, почему клиент не принял решение оставить заявку.

Результат был неожиданным:

  • Ни в одном случае клиент не нашел сайт компании на первой странице выдачи.
  • 4 из опрошенных восприняли услуги компании как исключительно международные, хотя основной бизнес компании — внутренние перевозки.
  • 6 региональных клиентов не увидели нужные им форматы перевозки и виды транспорта для своей отрасли.
  • 6 клиентов считали компанию работающей только в ЦФО.
  • Не увидели подтверждения, что компания работает с компаниями своего сегмента. Представители крупных компаний считали, что компания не обладает компетенцией для федеральных проектов, а представители малого бизнеса подумали, что компания международная и для них будет слишком высокий ценник.

Управленческие решения: Обновили сайт и сделали описание для каждого размера бизнеса и разных отраслей, показывая, что успешно работают как с крупными, так и с небольшими компаниями.

Гипотеза 5: Низкая конверсия продаж из-за отсутствия УТП

В среднем по рынку B2B услуг конверсия продаж составляет 8-10%. За годы нашей работы мы видели множество подтверждений, что реально поднять конверсию продаж до 60%. Вот как мы выявили слабые места воронки продаж:

Провели интервью с потенциальными клиентами. Спросили текущих 10 клиентов, как они выбирают поставщика от момента, когда оставляют форму заявки, до того, как выберут одного поставщика и напишут ему о готовности заключить договор. Всего получилось 63 разных параметра, которые распределены по следующим структурным блокам:

  • качество и скорость коммуникации,
  • экспертиза менеджера,
  • внимание к проблеме заказчика и вовлеченность в задачу,
  • кейсы похожих проектов и таких же компаний,
  • подтверждение экспертизы и ресурсов у компании для выполнения задачи,
  • состав продукта, закрывающий все параметры проблемы клиента,
  • прозрачность и доступность информации,
  • выстроенные процессы и дорожная карта реализации сервиса,
  • технологии автоматизации и подтверждение их эффективности,
  • команда, роли и экспертиза,
  • расчет экономической целесообразности,
  • KPI услуги,
  • гарантии качества, сроков и безопасности,
  • ответственность по договору,
  • цена.

Далее, получили предложения всех конкурентов и оценили их воронку продаж, материалы, сайты, экспертизу сотрудников, то есть весь путь клиента по всем выявленным на этапе CustDev параметров выбора. В итоге получилась большая таблица сравнения конкурентов в общей сложности по 93 параметрам. Таблица наглядно показала, где слабые места воронки продаж и маркетинга, и что именно нужно изменить.

Важно: Также провели закупку услуги у самой компании-заказчика. Так получилось сравнить воронку продаж компании и конкурентов по идентичным показателям объективно.

Управленческие решения:

  • Обновили сайт компании с учетом критериев выбора клиентов и УТП конкурентов
  • Обновили презентацию компании по аналогии.
  • Создали КП с указанием кейсов, подтверждения экспертизы и внедрили расчет экономической эффективности, разных тарифов и встроили видео с отзывами компаний из аналогичной отрасли.
  • Выделили во всех коммуникациях УТП в готовности отвечать за безопасность и сохранность, а также нести штрафные санкции при инцидентах.
Результат

Как изменились метрики проекта спустя 6 месяцев после реализованных изменений:

  • Доля рынка: скорректировалась в меньшую сторону, так как реальный размер рынка оказался значительно выше, чем первоначально принято в компании (с 40% до 11%). Но эти 11% — это позитивная информация, которая свидетельствует о потенциале роста.
  • Потенциальная клиентская база: увеличилась с 2130 до 6280 компаний.
  • Активная клиентская база: +23%.
  • Коммерческий трафик сайта: +18%. SEO не дает быстрого эффекта, но в данном случае 18% — это признак позитивной динамики и значимости дальнейшей работы.
  • Конверсия из просмотра в запросы: было 0,5% — стало 6,8%.
  • Конверсия продаж: было 13%, стало 37%.
  • Общая выручка: +21%.

Самое главное даже не изменение метрик, а становление системы мониторинга ключевых показателей, влияющих на выручку компании, на основе точных данных о рынке, критериях выбора клиентов и предложениях конкурентов. Дальше маркетинг и продажи заказчика работают с этим, как с приборной панелью в авто, то есть постоянно отслеживают изменения и реагируют своевременно.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации
19 мая 2023
Регион
г. Москва
ОГРНИП
323774600319430
ИНН
744714984520

Контакты

АдресРоссия, г. Москва, Нижняя Сыромятническая ул. д. 11кБ, 4 этаж
Телефон+74958856920

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия