Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Как легально сэкономить на доставке из Китая в 2026 году

Уйти от «серых» схем, но сохранить выгоду: законные способы экономии на поставках из Китая. Как перестроить логистику и избежать блокировки на маркетплейсах
Как легально сэкономить на доставке из Китая в 2026 году
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью krea.ai
Кирилл Зуев
Кирилл Зуев
Директор по логистике в компании «Парус»

В подчинении 5 отделов логистики на территории РФ и 4 представительства за рубежом: Харбин, Нинбо, Сеул, Алматы.

Подробнее про эксперта

Рынок грузоперевозок под контролем

Российский рынок грузоперевозок переживает масштабную перестройку. Усиление контроля со стороны Китая, Казахстана и России меняет структуру поставок и заставляет бизнес пересматривать привычные модели импорта.

По оценкам участников рынка, объем «серого» импорта в Россию достигает $10–15 млрд в год. Основную долю составляют потребительские товары из Китая, поставляемые без оформления документов и уплаты пошлин.

В 2025 году контроль усилился сразу на трех направлениях:

  • Китай усилил контроль экспортных операций, обязав указывать реального производителя, номер официальной счет-фактуры и сумму сделки (Уведомление ГНУ №17).
  • Казахстан ужесточил проверку транзитных грузов — осенью 2025 года на границе с Россией образовались заторы из тысяч фур.
  • Россия с сентября 2025 года усилила ответственность экспедиторов и ужесточила контроль за импортными грузами, закрепив новые требования в федеральном законе №140-ФЗ.

С 1 октября 2026 года вступает в силу Федеральный закон №289-ФЗ «О платформенной экономике», который обяжет маркетплейсы проверять документы на каждый товар — декларации, сертификаты, маркировку и госрегистрацию для отдельных категорий.

Без этих документов размещение карточек товаров будет невозможно.

По оценкам аналитиков, доля «серых» схем в поставках постепенно сокращается. Новый контроль со стороны Китая и России ускоряет переход бизнеса на прозрачные модели импорта.

Что изменится для бизнеса

Для импортеров и продавцов на маркетплейсах начинается новый этап. Рынок e-commerce становится прозрачнее, но и гораздо требовательнее к документам, логистике и отчетности.

Товары без официальных документов будут блокироваться как на границе, так и на торговых площадках.

Для малого бизнеса переход на официальные схемы может стать испытанием, но в долгосрочной перспективе — это защита от рисков и возможность устойчивого роста.

Пять законных способов сократить издержки

1. Сборные грузы вместо неофициальных «карго»-схем

Сборный груз — это формат доставки, при котором товары для разных получателей объединяются в одну транспортную единицу (контейнер, фуру или авиагруз). Для каждой партии оформляется полный пакет документов с корректными кодами ТН ВЭД, а груз проходит официальное таможенное оформление.

Преимущества:

  • легальность и снижение рисков;
  • страхование и отслеживание груза;
  • документы для продажи на маркетплейсах и в офлайн-ритейле.

2. Меньше посредников — выше эффективность

Работа напрямую с производителями, или торговыми домами, имеющими экспортную лицензию, позволяет исключить лишних посредников и снизить комиссионные издержки.

Если логистика и таможенное оформление сосредоточены в одной компании, это упрощает коммуникацию и сокращает расходы.

3. Переход на «белый» импорт

Официальная схема работы открывает доступ к мультимодальным маршрутам и позволяет выбирать оптимальное соотношение сроков и стоимости.

Преимущества:

  • минимизация риска задержки или конфискации;
  • защита от блокировки карточек на маркетплейсах;
  • прозрачная себестоимость без скрытых комиссий.

4. Консолидационные склады в Китае

Использование консолидационных складов — эффективный способ объединить мелкие партии товаров от разных поставщиков и проверить качество перед отгрузкой.

Чаще всего такие склады расположены в приграничных зонах. Это позволяет собирать поставки от нескольких фабрик, формировать сборный контейнер и экономить на логистике.

5. Оптимизация валютных расчетов

Переход на расчеты в юанях с китайскими партнерами помогает избежать валютных потерь и комиссий при конвертации.

На чем не стоит экономить

1. Таможенное оформление.

Ошибка в коде ТН ВЭД или отсутствие сертификата может привести к штрафам и простоям. Корректно оформленные документы — страховка от убытков.

2. Контроль качества.

Проверка товара и упаковки при погрузке снижает риск брака и возвратов.

3. Надежность контрагентов.

Попытка сэкономить на логистике нередко приводит к срывам поставок. Надежные партнеры обеспечивают стабильность и законность операций.

Курс на прозрачность

2026 год станет точкой перехода от «серых» схем к цифровым и прозрачным поставкам.

Экономия теперь достигается не за счет обхода правил, а через системную эффективность — консолидацию партий, цифровизацию логистики и сокращение числа посредников в цепочке поставок.

Те, кто начнет адаптацию уже сегодня, смогут не только снизить издержки, но и укрепить позиции в новой логистической экосистеме.

Источники изображений:

Сгенерировано нейросетью krea.ai

Интересное:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 52, 3 этаж Россия, г. Санкт-Петербург, БЦ «Премьер-Лига», Лиговский пр., д. 266, стр. 1, 4 этаж Россия, г. Москва, 1-й Магистральный тупик, д. 5А, БЦ Магистраль Плаза, офис 304С
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия