РБК Компании

Главгосэкспертиза оценила новые требования к проектированию улиц и дорог

Пешеходов и СИМ необходимо разделить. Так считают эксперты Главгосэкспертизы, рассмотревшие последние поправки к правилам проектирования улично-дорожной сети
Главгосэкспертиза оценила новые требования к проектированию улиц и дорог
Источник изображения: Commons.m.wikimedia.org

Новые требования приняты в составе Изменения №3 к СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования». Документ подготовлен ФАУ ФЦС и введен в действие приказом Минстроя России с 27 января 2025 года.

При разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог в границах населенных пунктов теперь потребуется создание особых архитектурно-планировочных решений, в том числе в виде выделенных «велосипедных путей» (полос и дорожек), предназначенных не только для велосипедистов, но и для «лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности» (СИМ). К ним относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства, способные развивать скорость до 40 и более километров в час.

«Введенные изменения позволят более эффективно проектировать улично-дорожную сеть в части повышения точности прогнозной оценки условий дорожного движения. Будут внедряться планировочные решения для велосипедных коммуникаций, а также требования по безопасной интеграции средств индивидуальной мобильности в систему дорожного движения», — подчеркнул заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, комментируя выход новой редакции СП.

В свою очередь, к рассмотрению проектной документации по новым требованиям готовятся и эксперты Главгосэкспертизы России. «Основная проблема, которую необходимо решить на уровне переустройства городской инфраструктуры, — это разделение маршрутов движения электросамокатов и аналогичных транспортных механизмов с пешеходными потоками. Причем безопасность движения СИМ должна быть обеспечена в проектных решениях как в плане, так и поперечном профиле улично-дорожной сети. И для этого нужно предусмотреть выделение отдельных полос, в том числе за счет ширины отдельных элементов поперечного профиля. Особенно часто от хаотичной езды по тротуарам и пешеходным переходам страдают дети, инвалиды, пожилые люди. Поэтому должны быть жесткие ограничения, а в отдельных случаях и полный запрет движения СИМ в местах массового скопления людей», — считает Сергей Мухаметзянов, начальник Отдела комплексной экспертизы Уральского филиала Главгосэкспертизы России.

Между тем, именно эти преимущества — скорость, сопоставимая с ходом автомобиля в городской черте, и возможность перемещаться вне проезжей части — обеспечили популярность и стремительный рост СИМ за последнее время. В том числе это происходит и в Екатеринбурге, где базируется Уральский филиал Главгосэкспертизы.

Стимулом такого роста стало и развитие курьерских служб, особенно в сфере быстрой доставки продуктов питания. Еще раньше этот процесс подогрел кикшеринг — сервис аренды электросамокатов, гироскутеров и моноколес. В Москве их прокат впервые появился в 2018 году, а следом и в других крупных мегаполисах страны. И для части активных молодых людей это была и остается альтернатива городским «пробкам».

Но движение такого транспорта поначалу практически никак не регулировалось, а число аварий с их участием на дорогах и в пешеходных зонах резко возросло. И правительство России отреагировало на эти происшествия, поручив профильным ведомствам подготовить новые меры безопасности дорожного движения. В том числе на этапе проектирования инфраструктуры для СИМ.

От велодорожек — к «велокоммуникациям»

Первым шагом стали изменения в Правилах дорожного движения. Так, с 1 марта 2023 года в ПДД начали действовать нормы в части применения электросамокатов, впервые в правилах ввели новое определение этого вида транспорта как «средства индивидуальной мобильности». Также впервые был утвержден особый комбинированный подход к их статусу как участников дорожного движения. Для СИМ установили ограничения по скорости, массе и приоритетам использования уличной инфраструктуры.

Кроме того, по поручению Правительства РФ Минтранс разработал «дорожную карту» мероприятий по безопасному использованию СИМ на период 2023-2025 годы. В частности, за это время предлагалось доработать правила движения электросамокатов по пешеходной инфраструктуре, а также ввести дополнительные требования к выделенным участкам движения СИМ. 

Эту задачу выполнил Минстрой России, утвердивший новую редакцию СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования». Проект Изменений №3 разработал большой авторский коллектив из ведущих отраслевых вузов и научно-исследовательских институтов. Среди них специалисты МГСУ, МАДИ, МИИТ, ЦНИИПромзданий, Института Генплана Москвы и других организаций.

По сути, главное в новой редакции СП 396 — это признание разнообразия организованных путей для передвижения СИМ и велосипедов под общим понятием «велокоммуникаций». Теперь в число пользователей специальных выделенных полос или участков уличного движения включены не только велосипедисты, но и «лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности».

Кроме того, более жесткими стали и «Общие требования к проектированию улично-дорожной сети населенных пунктов» (пункт 5.1). Так, в новой редакции СП в части решений по велосипедной инфраструктуре слово «рекомендуется» заменило слово «следует».

В СП добавлены или уточняются требования в части «зазора безопасности» — минимального расстояния между габаритами транспортных средств, включая СИМ, пешеходами и неподвижными объектами для обеспечения безопасности (включается в расчет). Также новая редакция СП 396 включает детальную классификацию велосипедных дорожек и велосипедных полос, устанавливает требования к обустройству инфраструктуры для СИМ. В том числе — к местам их парковок и зарядным станциям.

Будут ли новые нормы учитываться на экспертизе дорожных объектов и уличной инфраструктуры? «Обязательно будут, поскольку это вопросы обеспечения безопасности людей. Особые требования к велодорожкам были и раньше, но одно дело — скорость велосипедиста на основе мускульной силы, и совсем другое — скорость электросамокатов и гироскутеров, которые могут разгоняться до 40-50 километров в час, как автомобили. И для безопасного движения СИМ, безусловно, необходимо выделение отдельных полос. Хотя в условиях сложившейся городской застройки это очень сложно выполнить. Но проблема в любом случае есть, и она требует правильных решений», — полагает Сергей Мухаметзянов, начальник Отдела комплексной экспертизы Уральского филиала Главгосэкспертизы России.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
20 июня 2002
Уставной капитал
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Якиманка, ул. Большая Якиманка, д. 42, стр. 1-2
ОГРН
1027700133911
ИНН
7707082071
КПП
770601001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия