Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Команда — главный актив в бизнесе: опыт компании Чебоко

В компании Чебоко обучение является стратегическим приоритетом
Команда — главный актив в бизнесе: опыт компании Чебоко
Источник изображения: Личный архив компании
Наталья Ильченко
Наталья Ильченко
Руководитель отдела персонала компании Чебоко

Эксперт в сфере HR (управления персоналом). Стаж работы в HR свыше 15 лет, три высших образования, одно из них психологическое. Профессиональные интересы: подбор, обучение, развитие персонала

Подробнее про эксперта

В нашей компании подход к развитию персонала напоминает тщательный уход за кофейными плантациями — с вниманием, системностью и заботой.

О традиционных и новаторских методах развития сотрудников мы беседуем с руководителем отдела персонала Натальей Ильченко

Наталья, почему в кофейном деле столь важно обучение персонала и в чем его особенности?

Работа с кофе требует специальных знаний, которые не преподают в учебных заведениях. Обжарщики компании проходят комплексное обучение от 6 месяцев, чтобы не только уметь обжаривать кофейные зерна в соответствии с технологичными картами на высокотехнологичном оборудовании, но и раскрывать потенциал каждой партии зерен, учитывая регион произрастания, способ обработки, создавать новые профили обжарки — а это новые вкусы кофейных напитков.

Они не только обжаривают кофе в ростерах, но еще и понимают его вкус и профессионально работают с ним. Обжарщик — это профессия, которая требует творческого подхода.

Специальные знания о кофе нужны не только сотрудникам производства, но и отделу развития. Менеджер должен рассказать клиенту о разновидностях зерна, его вкусовых качествах, сварить кофе и провести дегустацию на профессиональном уровне. В компании Чебоко каждый менеджер по продажам — это профессиональный бариста, с развитыми сенсорными навыками на высшем уровне, который многое может рассказать о кофейном зерне, и о его вкусовых качествах.

У нас есть тренинг-центр с международными бариста-тренерами, где сотрудники и клиенты учатся готовить кофе на профессиональном уровне, обеспечивая высокий стандарт сервиса.

Основатель компании Сергей Старостин убежден: команда — главный актив в кофейном бизнесе. Именно поэтому Чебоко вкладывает время и ресурсы в профессиональный рост сотрудников на всех уровнях. Обучение позволяет не только повышать качество продукции, но оптимизировать бизнес-процессы внутри компании и укреплять позиции компании на рынке.

Какими успехами может гордиться компания

У нас работает 2 Q-грейдера — сертифицированных специалиста, которые оценивают кофе по международной системе Q-грейдинга. В России таких специалистов не многим более ста, в Ростове-на-Дону — двое.

Регулярно команда Чебоко занимает призовые места на чемпионатах по обжарке кофе. Совсем недавно, в июне 2025 года, начальник отдела обжарки Владимир Никитин прошел в финал чемпионата в Москве, и занял 4 место среди сильнейших 36 участников со всей страны.

Какие методы развития персонала применяете?

Важно, чтобы обучение охватывало все необходимые сферы, было комплексным и системным

Есть внутреннее обучение: адаптация новых сотрудников, система наставничества, программы развития для ключевых и перспективных сотрудников, обмен профессиональным опытом между подразделениями, обучение в тренинг-центре для развития сенсорных навыков и знаний о кофейном продукте.

Также в компании развито внешнее обучение. Сотрудники ежемесячно участвуют в различных профессиональных выставках, чемпионатах, фестивалях, конкурсах, баттлах, дегустациях — с выездом в другие регионы, где они посещают мастер-классы, учебные курсы, обмениваются опытом с коллегами из других городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань и других.

Чебоко ежегодно участвует в ежегодных международных и российских выставках для профессионалов ресторанного бизнеса «ПИР» (PIR EXPO), «КофеЧайКакао» и т.п., участвует в национальных чемпионатах по обжарке кофе.

Какие есть методы мотивации сотрудников, есть ли возможность повышения по карьерной лестнице?

В коллективе ценят каждого своего сотрудника и создают условия для его профессионального роста.

Приветствуется горизонтальное перемещение между отделами и вертикальный рост. Например, многие руководители подразделений — выходцы из этих подразделений, которые когда-то пришли рядовыми специалистами, показали себя, результаты своей работы — и далее возглавили подразделение. Еще пример, Олег Фролов начал карьеру в компании в должности обжарщика на производстве, а теперь работает менеджером по развитию бизнеса. Опыт и знания, полученные в процессе обжарки и дегустации кофе, помогают ему говорить с клиентом на экспертном уровне. И таких сотрудников в компании много.

О каких творческих, инновационных методах можете рассказать отдельно?

С удовольствием! У нас в компании работают по-настоящему творческие сотрудники. Старший бариста тренинг-центра Елизавета Неня разработала целую систему, как обучать сотрудников в игровой форме и вовлекать их в кофейную культуру.

Каждую неделю в компании проходят внутренние чемпионаты и соревнования:

  • Каптестинг — участники должны рассортировать чашки кофе по вкусу, выбрать из множества лотов одинаковые виды, а также определить страну происхождения, регион и метод обработки кофе. Каптестинг проводится в самых различных вариантах, но всегда вызывает азарт и бурные эмоции участников.
  • Кофейное казино — игроки дегустируют кофе и делают ставки на его характеристики.
  • Ежедневно в компании проводится игра «Угадай страну». Сотрудники не просто пьют утренний кофе, а заполняют формы с ответами. В конце дня публикуются правильные ответы, а также список победителей.

В конце месяца определяется победитель в общем зачете, который получает брендированный мерч компании.

Корпоративные соревнования мотивируют изучать прайс и дегустировать кофе гораздо сильнее, чем любой принудительный экзамен и аттестация.

Кроме того, Чебоко не только отправляет на чемпионаты своих сотрудников и поощряет участие в них, но и организовывает собственные мероприятия.

Интересно узнать об участии компании в Федеральном проекте «Производительность труда» 

Мы начали участие в проекте в начала 2025 года. Его цель — повысить объемы производства, исключить потери, сократить затраты и простои оборудования, повысить качество выпускаемой продукции и увеличить прибыль за счет внедрения инструментов бережливого производства. Сотрудники проходят обучение экспертов по бережливому производству, внедряют на практике полученные знания. В рамках участия в проекте создана рабочая группа, куда каждый специалист может прийти со своим предложением по оптимизации рабочего процесса.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что обучение — является приоритетным направлением компании

Да, сегодня мир меняется стремительно, и успешность компании теперь зависит от способности ее сотрудников быстро приспосабливаться к переменам и вовремя реагировать на любые сложности. Сейчас особенно ценятся работники, умеющие легко перестраиваться, быстро адаптироваться к новым условиям, осваивать новое и непрерывно обучаться. Компании, которые активно занимаются качественным и всесторонним обучением своего персонала, получают важное преимущество в нынешних реалиях. Компания Чебоко быстро развивается, и сотрудники растут вместе с ней.

В 2024 году, после прохождения обучения в бизнес-школе «Сколково», Сергей Старостин внедрил новые управленческие практики, что позволило увеличить объем продаж компании на 39%. Такой пример показывает, что системный подход к развитию команды напрямую влияет на бизнес-эффективность.

Для предпринимателей и руководителей в сфере FMCG и производства это — наглядное подтверждение: инвестиции в обучение сотрудников — стратегический инструмент роста и конкурентного преимущества.

Интересное:

Все новости:

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия