РБК Компании

Что делать, если конкуренты используют ваш товарный знак на маркетплейсах

К сожалению, нарушение авторских прав одного предпринимателя другими — не редкость. Что делать в такой ситуации для защиты своего ТЗ
Что делать, если конкуренты используют ваш товарный знак на маркетплейсах
Ирина Михальченко
Ирина Михальченко
Патентный поверенный РФ

Эксперт в области защиты интеллектуальной собственности патентного бюро «Брендсайд»

Подробнее про эксперта

Обязательно ли регистрировать товарный знак для работы на онлайн-площадках? Когда использование чужого знака законно, а когда нарушает права владельца?

Маркетплейсы в плане защиты интеллектуальных прав действуют в рамках законодательства. Но помимо этого, у каждого маркетплейса есть дополнительные меры защиты и санкции за противоправное использование чужих торговых обозначений.

  • Ozon при регистрации требует документы, подтверждающие право на использование символики бренда продаваемой продукции: свидетельство о регистрации товарного знака, лицензионный договор или договор купли-продажи между продавцом и поставщиком.
  • Wildberries не просит документы, но запрещает продажу защищенных авторским правом товаров. За нарушение аккаунт продавца блокируется и выставляются штрафы за каждую позицию.
  • Яндекс.Маркет не дает открыть магазин без подтверждающих документов.
  • AliExpress в режиме 24/7 мониторит все товары на площадке, чтобы выявить нарушителей.

Если вы торгуете или планируете продавать товары более крупных поставщиков, будет полезным знать, что в этом случае регистрация товарного знака для вас не обязательна.

Здесь вступает в силу понятие исчерпания права на товарный знак. То есть, если производитель уже ввел продукцию в оборот, тем, кто ее перепродает, не нужны иные разрешение для использования этого товарного знака.

С кого спрашивать за незаконное использование товарного знака — с продавца или с маркетплейса?

Продавец контрафактного товара совершенно точно может быть оштрафован. Что касается маркетплейса, привлечь его к ответственности получится не всегда Многое зависит от того, как составлен договор между маркетплейсом и продавцом. Например, привлечь за незаконное использование товарного знака на Яндекс.Маркете не выйдет — по договору он является только информационным посредником. А договор на Ozon такую возможность дает.

Какие штрафы можно взыскать с тех, кто незаконно использует на маркетплейсе чужие товарные знаки?

По российским законам, взыскания могут быть такие:

  • Штраф от 5000 до 200000 рублей в зависимости от статуса нарушителя;
  • Компенсацию стоимости контрафактной партии товара в двойном размере в пользу правообладателя;
  • Компенсацию двойной стоимости права пользования;
  • Компенсацию убытков правообладателя в сумме до 5 миллионов рублей.

Что делать, если конкурент незаконно использует ваш товарный знак:

  • Собрать доказательства нарушения прав, провести контрольную закупку.
  • Составить претензию (лучше с помощью опытных юристов).
  • Обратиться с требованиями о блокировке нарушителя в администрацию маркетплейса.
  • Подать жалобу в суд для получения компенсации либо в случае бездействия маркетплейса

Маркетплейсы заинтересованы в том, чтобы на их территории не было нарушений авторских прав. Ускорить пресечение незаконных действий помогут:

  • Номер свидетельства вашего знака и ссылка на Реестр Роспатента;
  • Артикулы незаконно продаваемой продукции;
  • Аргументы, обосновывающие факт нарушения, ссылки на судебную практику.

В случае, если обоснованная претензия будет проигнорирована, можно подать на маркетплейс в суд. Как правило, после получения юридическим отделом маркетплейса правильно составленной претензии, товары нарушителя блокируются. Но если вы хотите получить с площадки компенсацию морального ущерба, придется идти в арбитражный суд.

Для него нужно подготовить:

  • Доказательства принадлежности вам товарного знака;
  • Факты незаконного использования вашего знака конкурентом. Лучше их заверить у нотариуса, особенно, если это скриншоты;
  • Обоснование суммы компенсации;
  • Правильно составленное исковое заявление.

Важно: все это возможно только в случае, если ваш товарный знак зарегистрирован и срок его регистрации не истек.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.10.2021
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Рязанский, ул. Коновалова, д. 18, пом./ком./офис 3п/ 2/ 2а
ОГРН 1217700505967
ИНН / КПП 9721147550 772101001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 1/2, корп. 4
Телефон +78002220403

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия