Что делать, если конкуренты используют ваш товарный знак на маркетплейсах
К сожалению, нарушение авторских прав одного предпринимателя другими — не редкость. Что делать в такой ситуации для защиты своего ТЗЭксперт в области защиты интеллектуальной собственности патентного бюро «Брендсайд»
Обязательно ли регистрировать товарный знак для работы на онлайн-площадках? Когда использование чужого знака законно, а когда нарушает права владельца?
Маркетплейсы в плане защиты интеллектуальных прав действуют в рамках законодательства. Но помимо этого, у каждого маркетплейса есть дополнительные меры защиты и санкции за противоправное использование чужих торговых обозначений.
- Ozon при регистрации требует документы, подтверждающие право на использование символики бренда продаваемой продукции: свидетельство о регистрации товарного знака, лицензионный договор или договор купли-продажи между продавцом и поставщиком.
- Wildberries не просит документы, но запрещает продажу защищенных авторским правом товаров. За нарушение аккаунт продавца блокируется и выставляются штрафы за каждую позицию.
- Яндекс.Маркет не дает открыть магазин без подтверждающих документов.
- AliExpress в режиме 24/7 мониторит все товары на площадке, чтобы выявить нарушителей.
Если вы торгуете или планируете продавать товары более крупных поставщиков, будет полезным знать, что в этом случае регистрация товарного знака для вас не обязательна.
Здесь вступает в силу понятие исчерпания права на товарный знак. То есть, если производитель уже ввел продукцию в оборот, тем, кто ее перепродает, не нужны иные разрешение для использования этого товарного знака.
С кого спрашивать за незаконное использование товарного знака — с продавца или с маркетплейса?
Продавец контрафактного товара совершенно точно может быть оштрафован. Что касается маркетплейса, привлечь его к ответственности получится не всегда Многое зависит от того, как составлен договор между маркетплейсом и продавцом. Например, привлечь за незаконное использование товарного знака на Яндекс.Маркете не выйдет — по договору он является только информационным посредником. А договор на Ozon такую возможность дает.
Какие штрафы можно взыскать с тех, кто незаконно использует на маркетплейсе чужие товарные знаки?
По российским законам, взыскания могут быть такие:
- Штраф от 5000 до 200000 рублей в зависимости от статуса нарушителя;
- Компенсацию стоимости контрафактной партии товара в двойном размере в пользу правообладателя;
- Компенсацию двойной стоимости права пользования;
- Компенсацию убытков правообладателя в сумме до 5 миллионов рублей.
Что делать, если конкурент незаконно использует ваш товарный знак:
- Собрать доказательства нарушения прав, провести контрольную закупку.
- Составить претензию (лучше с помощью опытных юристов).
- Обратиться с требованиями о блокировке нарушителя в администрацию маркетплейса.
- Подать жалобу в суд для получения компенсации либо в случае бездействия маркетплейса
Маркетплейсы заинтересованы в том, чтобы на их территории не было нарушений авторских прав. Ускорить пресечение незаконных действий помогут:
- Номер свидетельства вашего знака и ссылка на Реестр Роспатента;
- Артикулы незаконно продаваемой продукции;
- Аргументы, обосновывающие факт нарушения, ссылки на судебную практику.
В случае, если обоснованная претензия будет проигнорирована, можно подать на маркетплейс в суд. Как правило, после получения юридическим отделом маркетплейса правильно составленной претензии, товары нарушителя блокируются. Но если вы хотите получить с площадки компенсацию морального ущерба, придется идти в арбитражный суд.
Для него нужно подготовить:
- Доказательства принадлежности вам товарного знака;
- Факты незаконного использования вашего знака конкурентом. Лучше их заверить у нотариуса, особенно, если это скриншоты;
- Обоснование суммы компенсации;
- Правильно составленное исковое заявление.
Важно: все это возможно только в случае, если ваш товарный знак зарегистрирован и срок его регистрации не истек.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети