Забота о сотрудниках: как снизить текучку IT-специалистов с 32% до 9%
Создали для сотрудников аналог клиентского сервиса, повысили лояльность коллектива почти до 85% и рекордно снизили уровень текучки в командеПричина:
Outlines Tech — молодая компания, которая занимается ИТ-аутсорсингом и разработкой ПО. В нашем штате специалисты из разных городов и стран, большинство из которых удаленно развивают разные проекты и практически не пересекаются друг с другом. В 2021 уровень текучки достиг отметки в 32%, а более 90% сотрудников не чувствовали себя частью команды.
Задача:
Полностью пересмотреть подход к коммуникации с сотрудниками и выстроить систему удержания специалистов, которая будет работать по принципам клиентского сервиса.
Мы закрывали все материальные потребности сотрудников: заработная плата по рынку и выше, ДМС, оплата обучения и подписок, но забыли о признании и внимании. В итоге три года назад собрали «бинго» из основных проблем бизнеса с персоналом:
Забота как новая стратегия бизнеса
Сооснователь компании как-то сказал: если существует сервис для клиентов, то почему бы не создать такой же для коллег? Так появилась идея разработать методологию «Забота о сотрудниках». В основу легла концепция «сотрудник = наш внутренний клиент», а значит, подходы к взаимодействию должны быть соответствующие.
Отправной точкой стал опрос действующих сотрудников. Он показал наши слабые стороны — 45% коллектива не ощущали свою ценность для компании, а более 90% отметили, что не чувствуют себя частью команды. Главными проблемами были выгорание, чувство одиночества и отсутствие признания.
Для создания эффективной системы мы взяли лучшие HR-практики и соединили их с правилами клиентского сервиса. В результате мы сформировали пять основополагающих принципов методологии заботы:
Мы выстроили процессы вокруг сотрудников и сделали компанию прозрачной для команды. Сейчас мы с первых касаний погружаем человека в атмосферу заботы — после принятия оффера коллега получает приветственное письмо с инструкцией и приглашением на канал, где он ведет коммуникацию по всем организационным вопросам в режиме одного окна.
Больше чем HR: клиентский сервис для сотрудников
В нашей компании HR-процессы разделены на 3 отдела: команда рекрутинга, кадровое делопроизводство и служба заботы. Рекрутеры подбирают новых сотрудников, а служба заботы создает условия для комфорта и удержания действующих специалистов.
Отдел заботы всегда выступает на стороне сотрудника, это буфер между ним и компанией. Раньше, если клиент был недоволен работой специалиста, то мы искали ему замену. Сейчас отдел заботы разбирается в конфликтных ситуациях и доказывает, почему сотруднику стоит продолжить работу. Мы помогаем решить возникшие трудности и повысить эффективность специалиста, в результате, он остается и приносит прибыль даже после первичной негативной обратной связи с проекта.
В компетенции специалистов отдела заботы входят навыки в организационной психологии, психологии личности, управлении персоналом. Они обладают высоким уровнем эмпатии, развитым эмоциональным интеллектом и искренним человеколюбием. Поэтому наши менеджеры регулярно проходят обучения по переговорам и психологическим техникам, например, по регуляции тревоги.
Система заботы — комплексный подход к благополучию
Отдел заботы как отдельная структура имеет свой бюджет. В нем заложены следующие статьи расходов:
Важная составляющая методологии — глубокое знание о сотрудниках, которое невозможно без доверительных отношений. Построение дружеских отношений начинается на онбординге: менеджер заботы проводит приветственную встречу и погружается в жизнь сотрудника.
В дальнейшем мы регулярно встречаемся с сотрудником и узнаем как у него дела, как он себя чувствует, что сейчас происходит в его жизни. Общение обязательно выстраивается бережно и безопасно, в формате доверительной беседы. Каждый сотрудник знает, что встречи проходят конфиденциально и без «разбора полетов».
Примерно после 3-4 встречи удается выстроить теплые отношения. Коллеги начинают активнее делиться своими тревогами, мотивацией и планами, что позволяет чутко отслеживать их моральное состояние. А многие сами начинают инициировать встречи.
Самое главное для нас — заметить, что важно для конкретного человека, понять, какие цели и желания у него сейчас, насколько обстановка на проекте совпадает с этим и не навязывать свое мнение.
Помимо тепловых встреч, мы используем и другие инструменты для мониторинга состояния наших коллег. Например, проводим в корпоративных чатах короткие пульс-опросники. Для большего вовлечения делаем их с легкими и шуточными формулировками. В опросе про выгорание можем дать варианты: «А я загоревший» или «Я выгоревший, но не до тла». Обязательно отслеживаем ответы и пишем в личные сообщения уставшим сотрудникам — так мы проявляем заботу и выясняем, чем помочь коллеге.
Социализируемся и боремся с выгоранием
Регулярные встречи с менеджерами заботы помогают в борьбе с выгоранием. Мы создаем для сотрудников безопасное пространство, где можно выговориться, найти поддержку и чувство опоры. Недосказанность и отсутствие похвалы — главные источники чувства неопределенности, поэтому мы стараемся их не допускать. Качественная обратная связь — основа общения и помогает выбрать вектор развития. А мы готовы поддержать сотрудников и оплатить нужное обучение.
Если мы видим, что коллега находится в особо стрессовой ситуации — радуем неожиданным подарком. Например, присылаем любимую книгу или заказываем доставку с круассанами, в зависимости от предпочтений. Мы всегда знаем какой знак внимания человек оценит больше всего, потому что глубоко вовлечены в его жизнь и интересы.
Для закрытия потребности в социализации мы сформировали комьюнити внутри компании. В открытом корпоративном чате каждый может предложить тему для обсуждения и поделиться своим мнением. Постепенно люди начали объединяться в кружки по интересам.
Кроме того, мы постоянно проводим совместные активности. Коллеги участвуют в разговорном клубе по английскому, посещают и проводят тренинги, пьют вместе кофе по Zoom. А еще мы создали своего маскота IT-тигра. Персонажа и дизайн выбирали совместными усилиями через голосования — так мы стали тигриной командой. Корпоративный герой стал красоваться на новом мерче и стикерах. В их дизайне мы сделали акцент на нашу главную ценность — заботу. Например, поместили на футболках любимую сотрудниками технику квадратного дыхания.
Влияние политики заботы на бизнес
После внедрения службы заботы Outlines Tech текучка кадров снизилась до 9,6%. Доля сотрудников, считающих себя частью команды, выросла с 7,1% до 75,4%. Нам удалось добиться сплоченности полностью удаленной команды. Сейчас мы пришли к тому, что люди сами активно участвуют в жизни компании.
Инвестиции в программу поддержки сотрудников окупаются не только снижением затрат на подбор, но и ростом прибыли на каждого сотрудника.
В результате, разработка методологии «Забота о сотрудниках» и внедрение службы заботы помогли:
- Снизить текучку кадров с 32,4% до 9,6%
- Сплотить коллектив — доля сотрудников, считающих себя частью команды, выросла с 7,1% до 75,4%. Люди активно участвуют в жизни компании.
- Увеличить прибыль на одного сотрудника, превышающую затраты в 10 раз
- Снизить затрат на подбор специалистов
Источники изображений:
Личный архив Outlines Tech
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети