Дефицит кадров в логистике: как привлечь сотрудников в компанию
По всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицитОтвечает за управление персоналом, принимает участие в бизнес-планировании и реализации кадровой стратегии компании.
По всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит, в том числе и по складскому персоналу всех уровней: от линейного — водителей грузового транспорта, погрузчиков, приемосдатчиков и т.д, до управленческого, например, начальника или заведующего складом. Молодежь отказывается устраиваться на такую работу, поэтому сейчас мы все больше видим именно возрастных сотрудников. Для водителей грузового транспорта, например, это 50 плюс и старше.
Причины нехватки кадров
Ситуация «кадрового голода» в логистике не является новой. Первые ощутимые сложности с персоналом появились еще во время пандемии. После начала локдауна резко снизилось количество вакансий и резюме со стороны самих работников. А, когда были открыты границы, произошел массовый отток работников-мигрантов, который еще больше усугубил ситуацию на рынке.
В настоящее время мобилизация также внесла свои коррективы на рынке труда, вылившись в еще большую нехватку персонала. Например, если раньше причиной дефицита водителей грузового транспорта была непопулярность профессии, то сейчас водители массово задействованы в зоне СВО, так как именно они являются одними из самых востребованных специалистов во время призыва на военную службу. Также в связи с возникшей ситуацией в стране произошел отток кадров в другие страны.
Усугубляют ситуацию нехватки «синих воротничков» в отрасли и такие проблемы, как непрестижность рабочих профессий, отсутствие единой системы образования для обучения и для их подготовки, а также невысокий уровень заработной платы. К этому еще можно добавить непростые условия труда и ненормированный график.
Отмечу, что сегодня на фоне роста грузопотока продолжает расти и потребность в сотрудниках, а на рынке труда их по-прежнему не хватает.
Повышение ЗП не всегда дает результат
С начала года сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу в нашей компании в среднем по России выросли на 30-40 %. По Москве в среднем с 5 рабочих дней до 10, а порой более. Зарплатные ожидания у кандидатов выросли на 30-40%.
Из-за специфики деятельности, например, грузчиков, идет так называемая «денежная гонка». То есть сотруднику на такой должности легче проститься с текущим местом работы и перейти на место с более выгодным предложением. Или туда, где условия труда полегче, меньше нагрузка и длительность рабочего дня за те же деньги.
Поэтому повышение зарплаты не всегда является «панацеей». В нашей компании, учитывая имеющийся дефицит, для привлечения квалифицированных работников, мы стараемся улучшить условия труда и предложить выгодные условия для наших сотрудников. Например, для удобства сотрудников организован трансфер до работы в утреннее и вечернее время на комфортабельном автомобиле, обеспечены комфортные условия труда. Так за новыми сотрудниками закрепляется наставник (его работа также оплачивается), процесс обучения проходит поэтапно, сначала работают на «лайтовых» участках, постепенно переходя к более трудоемкой работе. Кроме того, мы постоянно отслеживаем уровень зарплат, которые предлагает рынок и производим регулярные индексации, ведем работу по предоставлению сотрудникам дополнительного социального пакета компенсаций. При этом организуем внутренние конкурсы, где поощряются лучшие сотрудники.
У нашей компании есть свой Отдел подбора и адаптации персонала, который своими силами занимается подбором персонала по всей стране (у компании 117 филиалов, более 300 городов присутствия). Используем для этого разные ресурсы: сайт компании, социальные сети, а также местные каналы СМИ: радио и телевидение. Или, например, размещение в маршрутном такси. Кроме того, размещаем информацию на большинстве наших машин.
При этом в случае нехватки кадров в каком-либо из наших филиалов в регионе мы привлекаем сотрудников из других филиалов на время стабилизации ситуации.
Решит ли проблему автоматизация процессов?
Сегодня весь рынок логистики все дальше двигается по цифровому пути, все больше ускоряясь в обмене информации между клиентами экспедиторами и перевозчиками, автоматизируя процессы. Автоматизация и цифровизация процессов только частично решают проблему нехватки необходимого персонала. Другая его сторона — это повышение требований к квалификации сотрудников, в том числе на складе. При этом специалистов с необходимыми знаниями и опытом на рынке по-прежнему нет или очень мало.
Для решения данной проблемы в компании создан Учебный центр, который разрабатывает программы специально для сотрудников разных направлений: от грузчиков, приемосдатчиков до сотрудников офиса. Обучение проходит на старте (сразу после приема на работу) для плавного введения в специальность, а также в процессе всей дальнейшей трудовой деятельности. Непрерывность обучения позволяет нашим сотрудникам своевременно обновлять и получать новые знания и навыки, при этом быстро адаптироваться к меняющимся потребностям компании и всей отрасли.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль