Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

BI vs CPM: от визуализации к моделированию

BI и CPM — взаимосвязанные, но отличающиеся направления в области управления данными и аналитики. Рассмотрим основные отличия между ними
BI vs CPM: от визуализации к моделированию
Источник изображения: Личный архив компании
Вадим Васильев
Вадим Васильев
Директор по бизнес-экспертизе и предпроектному консалтингу ГК «Оптимакрос»

15 лет работы в сфере экономики, управленческого и бухгалтерского учета в производственных холдингах и банках. Регулярный спикер главных конференций для профессионалов в области экономики и финансов

Подробнее про эксперта

Что такое BI

Термин BI (Business Intelligence) впервые употребил исследователь из IBM Ханс Питер Лун в 1958 году, Понятие обозначало возможность понимания связей между представленными фактами. В дальнейшем значение расширилось и включило в себя преобразование накапливаемых предприятием данных в полезную для бизнеса информацию и предоставление доступа к этим данным.

BI обычно понимают как программные средства для сбора, анализа и визуализации информации о компании. В его функционал входят получение, трансформация и анализ данных, визуализация и построение отчетности. Однако в узком смысле BI — это преимущественно визуализация данных.

BI vs CPM: от визуализации к моделированию

Что такое CPM

Понятие Corporate performance management (CPM) ввела исследовательская группа Gartner в 2001 году. Термин описывал методологии, показатели, процессы и системы, используемые для мониторинга и управления эффективностью бизнеса предприятия. Основной акцент — на интеграцию аналитических приложений в единую корпоративную систему, позволяющую контролировать и анализировать деятельность компании на всех уровнях управления.

BI vs CPM: от визуализации к моделированию

Сравнение функциональности

Визуализация

Основное отличие BI от CPM заключается в фокусе их функционала: BI традиционно представляет собой программное обеспечение для аналитики и визуализации данных, тогда как CPM ориентирован на прогнозирование и моделирование бизнес-процессов. Соответственно, визуализация не является ключевой функцией CPM-систем, однако ее возможности зависят от конкретных задач и расширяются в соответствии с потребностями пользователей.

Бизнес-планирование

Изначальная цель BI-систем — построение отчетности и визуализация данных. CPM-платформы нацелены на бюджетирование и интегрированное планирование. CPM-системы позволяют реализовывать сценарный подход: в ходе прогнозирования деятельности компании учитываются различные внешние и внутренние факторы. В зависимости от этих факторов, строятся несколько возможных сценариев развития бизнеса реализуется возможность построения версий планов с разными вводными по принципу «что, если…».

Интеграция

BI-системы зачастую поддерживают интеграцию с большим числом источников данных: DWH, СУБД, корпоративными системами, онлайн-сервисами. Они «понимают» разные форматы хранения данных — Excel, CSV, JSON, pdf и т.д. CPM-системы, в большинстве случаев, не обладают таким обширным арсеналом, но выполняемые ими функции исторически и не требовали таких широких возможностей интеграции.

Ввод и хранение данных

BI-системы прежде всего ориентированы на получение данных из внешних источников. Если они и поддерживают ввод данных пользователями, то в очень ограниченном объеме и не самом дружелюбном интерфейсе.

CPM-системы реализуют этот функционал в полном объеме и максимально удобно для пользователя — в форме интерактивных моделей ввода данных. В CPM также есть возможность ввода данных в многомерные таблицы с пересчетом данных в реальном времени, импорт данных и мгновенное моделирование на дашборде.

Анализ данных

Анализ данных в BI-инструментами обычно ограничивается расчетом обобщенных показателей — подсчет значений, поиск среднего показателя и т.д. В то же время язык формул DAX, используемый в решениях Microsoft (от Excel до PowerBI), в руках пользователей может стать мощным инструментом аналитики, но требует серьезного погружения.

Workflow

В CPM-системах доступна функциональность согласования (workflow), благодаря которой визуализируется поток задач. Workflow можно настроить по шагам и по степени подчиненности процессов, когда к одной задаче на разных этапах нужно подключать разные отделы. Возможна реализация и сложного пути согласования через разные подразделения и корректировки на нескольких уровнях, отправка уведомлений ответственным за этап, передача данных о согласовании между моделями. В BI-системах такой функционал отсутствует.

Прогнозирование и моделирование

CPM-системы позволяют использовать множество моделей. Возможно подключение внешних библиотек и собственных моделей с гибкими настройками и удобным интерфейсом.

В BI-системах также есть возможности для моделирования. В PowerBI для этого используется Power Pivot. В Tableau прогнозирование и моделирование реализовано в основном функционале продукта с дружелюбным пользователю интерфейсом, но в очень ограниченном объеме. При этом BI-системы прогнозируют без учета текущей ситуации в бизнесе, влияния факторов, а просто продолжают сложившейся тренд.

Что в итоге

BI и CPM-системы — разные инструменты, которые для разных целей. BI предназначен для сбора, анализа и визуализации данных из множеств источников. CPM идет дальше, сочетая возможности BI с прогнозированием и моделированием бизнес-процессов.

BI vs CPM: от визуализации к моделированию

Использование CPM-систем повышает эффективность data-driven подхода, обеспечивая сценарное моделирование и версионность прогнозов с учетом множества факторов. BI-платформы подходят для анализа и визуализации на основе исторических данных.

Несмотря на схожесть, CPM и BI решают разные задачи. Использовать BI (даже с надстройками) для управления бюджетированием и бизнес-планирования — нецелесообразно. В то же время сложные CPM-системы не нужны, если ваша задача ограничивается только построением отчетности и визуализацией данных. Выбор между этими системами зависит от актуальных целей компании — оперативного отслеживания ситуации или долгосрочного управления эффективностью.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

200+ внедренийС 2016 года реализовано более 200 проектов внедрения в среднем и крупном бизнесе
30+ интеграторовРешения на базе Optimacros внедряют более 30 партнеров — российских компаний-интеграторов
Лидер рынка BFP-системСистема Optimacros получила максимальный балл в исследовании «Созвездие BFP» от «Технологий Доверия»
Топ-500 крупных ИТ-компаний«Оптимакрос» — на 222-м месте в авторитетном рейтинге CNews500 «Крупнейшие ИТ-компании сраны 2024»
Лучшее CPM-решение для бизнесаПо версии аналитического портала IaaSSaaSPaaS, Optimacros — лидер среди российских CPM-систем 2024
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия