Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Антон Глушков рассказал об использовании металлокаркаса на стройках

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков рассказал, как применение металла в стройке может на 30% сократить дефицит кадров в отрасли
Антон Глушков рассказал об использовании металлокаркаса на стройках
Источник изображения: Пресс-служба НОСТРОЙ
Антон Глушков
Антон Глушков
Президент Национального объединения строителей

Член Коллегии Министерства строительства и ЖКХ РФ, руководитель Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета при Минстрой и ЖКХ РФ.

Подробнее про эксперта

По мнению главы НОСТРОЙ отечественная строительная отрасль переживает непростые времена, но от кризиса она далека.

Антон Глушков связывает снижение объемов строительства с рядом факторов: ростом стоимости строительных материалов, ограничениями из-за санкционного давления, уменьшением государственных инвестиций в инфраструктуру. Однако, уверен эксперт, для некоторых игроков строительного рынка сложившаяся ситуация может стать точкой роста — Компании, которые ищут новые ниши — например, в области ИЖС, — будут иметь шанс остаться на плаву и даже укрепить свои позиции.

— Насколько актуальна для отрасли тема дефицита кадров?

— Это очень острая проблема. В 2024 году и в первой половине 2025-го НОСТРОЙ фиксировал кадровую потребность российской стройки на уровне 200–220 тыс. человек. По опросам строительных компаний, которые являются членами СРО в области строительства и входят в состав НОСТРОЙ, две трети компаний испытывают дефицит рабочих.

В то же время эксперты кадровых платформ отмечают охлаждение рынка труда: на одну вакансию сейчас приходится пять резюме. По оценкам специалистов, такое соотношение — показатель оздоровления ситуации. Можно ожидать, что дефицит кадров постепенно из системной проблемы перейдет в категорию вопросов кадровой политики отдельных строительных компаний.

С другой стороны, как считают наши партнеры из Ассоциации развития стального строительства, кадровый дефицит — это дополнительный стимул для расширения использования металлоконструкций в гражданском строительстве. Одно из преимуществ стального строительства — повышение производительности труда, что особенно актуально в условиях нехватки кадров.

В ассоциации прогнозируют, что к 2030 году общий объем гражданского строительства с использованием металлоконструкций может вырасти до 38 млн м2. При этом долю стали в жилищном строительстве можно увеличить с текущего 1 до 7%.

В целевом сценарии с применением металла планируется строить 5,4 млн м2 многоквартирного жилья в год. Это позволит сократить количество рабочих на стройках более чем на 60 тыс. человек и существенно перераспределить трудовые ресурсы внутри отрасли. С учетом текущей нехватки строительных кадров расширение применения стали в жилищном строительстве позволило бы сократить дефицит сотрудников на 15–30%.

Возведение зданий на металлокаркасе в России уже набирает обороты. Есть положительный опыт реализации таких проектов: 25-этажный жилой комплекс в Екатеринбурге, построенный компанией «Уралэнергостройкомплекс», ЖК «Минутка» в Грозном, апартаменты премиум-класса «Поклонная, 9» в Москве и другие.

— Что необходимо сделать для более активного развития технологий стального строительства?

— Вся необходимая нормативно-техническая база для их применения у нас есть. Но крупным застройщикам нужно наладить взаимодействие с производителями металлоконструкций. Сейчас эти связи недостаточно прочны.

— Как этому может помочь Национальный реестр добросовестных производителей?

— Через реестр мы даем полную информацию о производителях, допущенных на стройки. Это удобный картографический сервис, который позволяет оценить потребность в строительных ресурсах и понять, в каких местах будет высокий спрос, а значит, стоит развивать производство металлоконструкций.

В развитие реестра Минстроем России принято решение о проведении в декабре 2026 года в Москве международной выставки производителей строительно-дорожной техники, а также применяемых на объектах строительства оборудования и материалов. В основе экспозиции будет как раз продукция предприятий, включенных в реестр.

В выставке также примут участие китайские и индийские отраслевые объединения и производители. Она станет ежегодной, а НОСТРОЙ назначен оператором выставки.

— Как цифровизация помогает внедрению технологии строительства на металлокаркасе?

— Каркас из стали позволяет возводить здания разных масштабов — от складов и торговых центров до жилых комплексов и спортивных арен. Но настоящий потенциал этой технологии раскрывается только в связке с цифровыми инструментами. Именно цифровизация сегодня превращает металлокаркас из просто удобного конструктивного решения в высокотехнологичный и управляемый процесс.

Главное изменение заключается в том, что здание теперь сначала создается в цифровом виде. На экране проектировщиков формируется трехмерная информационная модель, где учтено все: колонны, балки, перекрытия, инженерные сети, узлы креплений. В этой виртуальной среде специалисты могут заранее выявить и устранить все противоречия, которые раньше проявлялись уже на стройке. Если раньше подгонка и доработка конструкций проходила на площадке, что приводило к задержкам и лишним затратам, то теперь большинство проблем решается еще на стадии цифрового проектирования.

— Часто приходится слышать, что более широкому использованию металла в строительстве мешает дороговизна этого материала.

— Очевидно, что материал этот дорогой. Но есть способы сократить его расход — это, опять же, цифровые расчеты. Они позволяют максимально точно определить необходимое количество стали. Конструкторы избегают ситуации, когда приходится закладывать про запас лишние тонны металла. Экономия достигается не за счет снижения качества, а за счет точности проектных решений.

Это касается не только стального строительства, но и в целом отрасли. Причем и после завершения стройки цифровая модель не теряет своей актуальности. Она превращается в своего рода паспорт здания. В ней отражено, где находится каждая колонна, какой у нее защитный слой, когда необходимо обновить покрытие или провести обследование. Для владельцев и эксплуатирующих организаций это становится важным инструментом планирования расходов и повышения безопасности объекта.

Такой подход поддерживается и на государственном уровне. Минстрой России последовательно внедряет требования к ведению информационных моделей и переводит строительную отрасль на электронные процессы. Сегодня цифровизация уже закреплена нормативно и именно технологии металлокаркасного строительства наиболее активно демонстрируют ее преимущества.

В результате мы видим, что цифровизация и металлокаркас дают синергию: первая обеспечивает точность и управляемость, второй — скорость и надежность. Вместе они меняют саму логику строительства. Если раньше возведение здания на металлокаркасе воспринималось прежде всего как быстрый способ получить готовый объект, то теперь это еще и гарантия прозрачности, предсказуемости и контроля на всех этапах — от проектирования до эксплуатации. Цифровизация превратила металлокаркас из просто удобной технологии в стратегический инструмент развития современной стройки.

— Какие еще инновации внедряются в строительстве? Какую роль они играют в развитии отрасли?

— Я бы сказал, ключевую. Новые технологии меняют подходы к проектированию и возведению зданий, дают возможность реализовывать проекты быстрее, сокращать издержки и непроизводительные расходы, а также повышать качество объектов.

Например, информационное моделирование зданий оптимизирует проектирование и строительство, значительно снижает количество ошибок и аварийных ситуаций. С 2025 года обязательное применение технологий информационного моделирования распространяется на все новые строительные проекты, включая малоэтажные жилые дома.

С помощью 3D-печати можно создавать целые здания и жилые комплексы, используя бетон и другие материалы. Эта технология открывает новые возможности для массового производства уникальных деталей и компонентов, сокращая логистические издержки и сроки поставки. Кроме того, 3D-печать применяется для создания сложных архитектурных элементов и позволяет реализовывать проекты с высокой степенью индивидуализации.

Огромное значение сегодня имеют сроки реализации проектов. И в этом смысле на первый план выходят развитие блочно-модульного строительства, префабрикация и монтаж из быстровозводимых конструкций. Они становятся одними из ключевых направлений, так как позволяют не только сократить сроки, но и снизить затраты и повысить качество работ. Ведь значительная часть строительно-монтажных процессов переносится в специально оборудованные цеха, а готовые изделия в виде узлов, блоков или модулей с заводским качеством доставляются на стройплощадку.

— В одном интервью вы призвали «активизировать рост сборного и модульного строительства». Что для этого нужно сделать?

— Как известно, к 2030 году мы должны вводить в эксплуатацию не менее 120 млн м2 ежегодно. Один из наиболее перспективных путей для обеспечения этих плановых показателей как раз широкое применение префаб-технологий, причем не только в жилищном строительстве.

В Москве открыт первый детский сад, построенный по модульной технологии. Для возведения надземной части здания понадобилось 114 модулей, которые были установлены всего за две недели. Обычно этот этап строительства занимает от шести до девяти месяцев.

Но чтобы активизировать применение префабрикации, нужно оперативно нарастить темпы производства модульных конструкций. Без господдержки сделать это проблематично.

Мы считаем, что нужна программа адресной помощи производителям. Для этого в 2022 году НОСТРОЙ сформировал карту домостроительных комбинатов России, проанализировав рынок по поручению Минстроя. На основе этих данных разрабатываются меры поддержки предприятий, планы по улучшению логистики: модернизации дорог, железнодорожного транспорта, складских комплексов.

— Как еще НОСТРОЙ способствует развитию инноваций?

— На базе НОСТРОЙ создан Строительный консорциум, который разрабатывает техническую и инновационную политику в области строительства. Вместе с его участниками мы сформировали Банк инноваций. Он содержит наиболее перспективные инновационные разработки, прошедшие экспертную оценку на соответствие строгим критериям отбора и доказавшие свою практическую востребованность.

Преимущество Банка инноваций — в его информационной открытости, а также в возможности самостоятельного выбора необходимого инновационного решения для потенциальных потребителей. Кроме того, он позволяет обеспечить принцип одного окна для инноваций, начиная с идеи и заканчивая реализацией и внедрением разработки.

Упрощая и ускоряя внедрение инноваций, мы способствуем повышению производительности труда и общей эффективности строительной отрасли, а значит, помогаем ей преодолеть существующие проблемы.

Строительный рынок России сейчас переживает трудный период, однако это не обязательно начало масштабного кризиса. Важно, как отрасль адаптируется к новым экономическим условиям и насколько эффективно смогут работать компании при повышенной конкуренции и экономической нестабильности.

Последнее изменение: 2 октября 2025

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия