Кому и когда нужен коучинг
Что отличает профессионального коуча, какие компетенции он проявляет и в каких ситуациях коучинг нужен? И что такое позиция «игрока», «аутсайдера» и «зрителя»Тренер по ораторскому мастерству, преподаватель soft skills в университете ИТМО, актер, дважды сообладатель премии ТЭФИ. Клиенты: Сибур, Газпромнефть, Пулково, Иннотех
Как работает коучинг? Кому и когда он нужен
Коучинг исходит из того, что все ответы на все вопросы есть внутри человека. Поэтому коучинг — это прекрасная возможность вслух подумать о другом. Коуч задает вопросы, доверитель размышляет и отвечает. Коуч, как зеркало, отражает, возвращает эти размышления. Мастерство коуча состоит в умении задать такие вопросы, чтобы клиент максимально точно нашел нужный ответ на свой запрос.
Как это происходит
На старте диалога озвучивается запрос и определяется цель встречи. Какой идеальный результат для вас? Что вы хотите получить? Как вы поймете, что это получили? Как это должно выглядеть? Потом происходит диалог, целью которого является расширение видения клиентом своего запроса.
В финале диалога коуч может задать следующие вопросы: что было ценного для вас? Что забираете с собой? Каким будет ваш первый шаг? Отвечая на эти вопросы, клиент берет ответственность за свои выводы и решения.
Коуч в течение всего диалога демонстрирует ключевые компетенции. ICF (International Coaching Federation / Международная Федерация Коучинга) выделяет следующие:
1. Опирается в работе на этику. Коуч понимает и регулярно применяет этические нормы и следует стандартам коучинга.
2. Воплощает коучинговый образ мышления. Коуч развивает и поддерживает открытый, любознательный, гибкий и ориентированный на клиента образ мышления.
3. Совместное создание отношений. Коуч выступает партнером для клиента и заинтересованных сторон при создании ясных договоренностей относительно коучинговых взаимоотношений, процесса, планов и целей. Заключает соглашения как на все время коучингового взаимодействия, так и на каждую сессию коучинга.
4. Постоянно развивает доверие и ощущение безопасности. В партнерстве с клиентом коуч создает безопасную поддерживающую среду, позволяющую клиенту свободно выражать себя. Поддерживает взаимное уважение и доверие в отношениях.
5. Сохраняет присутствие. Коуч поддерживает полную осознанность и присутствие с клиентом, используя открытый, гибкий, аргументированный и уверенный стиль общения.
6. Эффективная коммуникация. Коуч фокусируется на том, что говорит и о чем умалчивает клиент, чтобы полностью понимать то, что транслируется с точки зрения систем, в которые клиент вовлечен, и чтобы поддержать самовыражение клиента.
7. Пробуждает осознанность. Коуч обеспечивает рождение озарения (инсайта) и обучение клиента, используя такие инструменты и техники, как сильные вопросы, тишина, метафоры и аналогии.
8. Содействие обучению и развитию. В партнерстве с клиентом коуч трансформирует знания и озарения (инсайты) в действия. Поддерживает автономность клиента в коучинговом процессе.
В каждой из этих 8 компетенций существует несколько подпунктов и каждый из них внимательно изучается и отслеживается менторами, когда коуч проходит обучение. Профессия коуча требует набора часов практики, прохождение супервизий, менторинга и постоянного профессионального роста.
Когда нужен коучинг
Когда есть стремление найти решение в трудной ситуации. Запросы могут быть совершенно разнообразными: если вы в точке А, но хотите попасть в точку Б, если хочется повысить доход, перейти на более интересную должность на новой работе; хочется заняться своим делом и повысить качество жизни, построить эффективную команду, оптимизировать бизнес-процессы, сделать общение внутри семьи или компании более экологичным и тд.
И при этом что-то мешает достичь цели: страх, незнание правильных шагов, какими можно дойти до желаемого будущего, отношения с людьми и беспокойство по этому поводу и пр. Сколько людей — столько и запросов.
Кому коучинг подойдет
Желательно, чтобы у клиента был активный запрос на развитие. То есть искреннее стремление действительно найти ответ на волнующий запрос. В некоторых школах коучинга это называют позицией «игрока». Клиент с азартом, энергией открыт диалогу и отвечает на вопросы коуча.
Случается, что клиент приходит с недостатком энергии на сессию. Есть неверие в свои силы, усталость от текущих дел. Присутствует ощущение прокрастинации, хочется «слиться» и ничего не делать. Такое поведение называют позицией «аутсайдера».
И есть третья позиция — «зрителя». Ситуация, когда клиент на самом деле не хочет решать свой запрос. Когда он перекладывает ответственность за процесс на коуча. Говорит: «Ну, вы же специалист, скажите, что мне делать».
Надо сказать, что в процессе сессии позиция клиента относительно запроса может меняться и это нормально. Изменения неизбежны.
Со «зрителями» коучинг не проводится. Ибо важна ответственность клиента перед самим собой.
Добавлю, что именно «зрителям» легче всего продать какой-нибудь развивающий курс, где обещают помочь решить запрос. Такие предложения показывают умелое позиционирование на рынке и маркетинговое отстраивание от конкурентов. Но много ли там коучинга — это вопрос.
Во многом из-за взаимодействия тех, кто находится в «зрительской» позиции с недобросовестными людьми, называющими себя коучами, а на деле проявляющими, в лучшем случае, тренерское поведение — «делай, как я сказал», и возникла отрицательная коннотация относительно коучинга. «Сейчас все коучи, они тебя научат»- подобные скептические и негативные суждения довольно распространены.
Подведем итоги: если у вас есть запрос на развитие, вы в активной позиции «игрока» и готовы взять ответственность за свои выводы и решения — коучинг для вас. Вступайте в осознанное коучинговое партнерство и раскрывайте свой личный и профессиональный потенциал!
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль