Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Кто ждет инноваций и как нейросети формируют целевую аудиторию компаний

В первом полугодии 2025 года больше половины работающих людей в России и мире хотя бы раз пользовались нейросетями. Около трети обращаются к ним каждый день
Кто ждет инноваций и как нейросети формируют целевую аудиторию компаний
Источник изображения: Unsplash.com
Кирилл Пшинник
Кирилл Пшинник
Сооснователь и генеральный директор онлайн-университета Zerocoder

ИИ — моя сфера интереса. Я твердо уверен, что нейросети не заменят людей, но люди, использующие нейросети заменят тех, кто их не использует

Подробнее про эксперта

Число пользователей ИИ постоянно растет. По результатам исследований, в этом году уже около половины жителей в России и более 60% американцев обращались за помощью к нейросетям. Но чаще всего взаимодействуют с ними не молодые специалисты и студенты. К примеру, в нашей стране ИИ стал постоянным помощником руководителей компаний.

Меня зовут Кирилл Пшинник, я научный сотрудник Университета Иннополис и CEO онлайн-университета «Зерокодер». Искусственный интеллект давно стал моим спутником и в работе, и в жизни. В этот раз я расскажу, на кого стоит ориентироваться, когда начинаешь бизнес на основе нейросетей.

ИИ против стереотипов о возрасте

Инвестиционная компания из США Menlo Ventures опубликовала отчет об уровне использования ИИ в 2025 году. Согласно его данным, более половины (61%) американцев прибегали к помощи нейросетей в последние полгода, а 19% — пользуются ими ежедневно.

При этом, по подсчетам специалистов, в глобальном масштабе в это же время генеративные нейросети использовали 1,7-1,8 млрд человек, а 500-600 млн пользователей фактически не расстаются с ними.

Аналитики также обращают внимание, что самые активные пользователи ИИ-моделей, вопреки сложившемуся стереотипу, — это не поколение Z. Люди от 18 до 28 лет, конечно, проще и быстрее интегрируют нейросети в свою жизнь. Согласно отчету, 76% молодых американцев регулярно используют ИИ, но ежедневно к ним обращаются только 21% представителей этой возрастной группы.

Миллениалы обходят их по этому показателю — каждый день с вопросами к нейросетям обращаются 24% жителей США в возрасте от 29 до 44 лет.

Но самое удивительное — рост числа пользователей ИИ среди представителей старшего поколения. Американцы от 61 до 79 лет не хотят отставать от молодежи. За первое полугодие 2025 года 45% из них использовали нейросети хотя бы один раз, а 11% используют их постоянно. И это самый яркий показатель проникновения ИИ в повседневную жизнь.

ИИ и профессионалы из России

Тот же тренд наблюдается и в России. Согласно исследованию Chad.AI, 74% российских учащихся в возрасте до 25 лет регулярно используют ИИ как для учебы, так и для решения повседневных вопросов. При этом 49% из них обращаются к нейросетям ежедневно, а 37% — не реже раза в неделю.

По данным Русской Школы Управления, в текущем году уже 48% россиян используют различные ИИ-модели в профессиональной сфере, а 38% планируют начать работать с ними в ближайшее время. Отрицают возможность применения нейросетей в своей деятельности только 14% участников исследования.

Но есть и другие данные. Так, аналитики «Авито Работа» опросили более 6 тыс. человек и выяснили, что нейросетями в работе пользуются только 28% из них.

При этом чаще всего ИИ-модели используют топ-менеджеры (19%), старшие специалисты (13%) и неквалифицированные рабочие (10%). Работники среднего звена прибегают к помощи ИИ-технологий значительно реже. Важно отметить, что каждый второй представитель первых двух категорий заявил, что благодаря ИИ реально снизилась рутинная нагрузка, а производительность — заметно возросла.

Исследователи, устранители проблем и креативщики

Аналитики Menlo Ventures выделили три категории постоянных пользователей нейросетей — исследователи, устранители проблем и креативщики. Каждая категория обращается к ИИ со своими запросами, но зачастую они пересекаются.

Так, исследователи — люди, для которых возможность взаимодействия с нейросетями расширяет горизонты познания. Это те, кто ищет ответы на сложные вопросы, пытается узнать что-то новое об окружающем мире или даже старается найти максимально простое объяснение природных явлений, чтобы поговорить об этом со своими детьми. При этом исследователи постоянно тестируют возможности нейросетей.

Вторая группа обращается к ИИ с целью решить конкретные задачи — устранить профессиональные боли, автоматизировать рабочие процессы, найти методы устранения проблем дома и так далее. Эти люди применяют нейросети для повышения собственной продуктивности, борьбы с рутиной или решения текущих проблем как в рабочих процессах, так и в доме или собственном автомобиле.

Креативщики — вторая по объему аудитория нейросетей. Часто она пересекается с первой. Эти люди часто используют ИИ-модели для генерации текстов, изображений или видео, а также для поиска и обработки новых идей.

Подготовленная аудитория

Все эти данные говорят ровно об одном — большинство потенциальной аудитории любого продукта на основе или со встроенными ИИ-моделями уже готовы к их использованию. Отсутствие «умных» помощников или сервисов скорее приведет клиентов к разочарованию, потому как взаимодействие с нейросетями уже вошло у них в привычку.

При этом ориентироваться стоит на людей от 18 до 45 лет — это основная целевая аудитория продуктов со встроенными ИИ-сервисами. Все, что помогает сделать их жизнь проще, а решение проблем — быстрее, будет пользоваться спросом в ближайшие годы.

Обычные чат-боты, работающие на основе готовых ответов, не способные быть гибкими и быстро подстраиваться под задачи клиента, уходят в прошлое. ИИ-консультанты и ассистенты, к примеру, Алиса от Яндекса, которая теперь стала виртуальным лицом YandexGPT, ЭмВи — виртуальный ассистент М.Видео или нейроперсонажи от Т-Банка становятся более востребованными и удобными сервисами для решения проблем пользователя.

Беспокойство пользователей — это новые возможности

При этом остаются и 39% американцев и от 52% до 72% россиян, которые или еще не начали пользоваться ИИ-моделями или пока не представляют, как они могут им помочь.

Понимание, почему эта часть аудитории остается равнодушной к новым технологиям, открывает новые возможности для разработки, внедрения и использования ИИ-сервисов и в повседневной жизни, и в бизнесе.

В первую очередь люди стремятся к простому человеческому общению. Об этом заявили до 80% участников опросов. Нейросети могут быть хорошими помощниками, но не заменят реального взаимодействия с человеком. При этом ИИ-сервисы могут помочь наладить контакт между людьми, например, предложив наиболее подходящую пару на сайте знакомств или отобрав для эйчара резюме кандидатов, максимально соответствующих ценностям компании.

Также более 70% пользователей беспокоятся о конфиденциальности и защите своих данных. Разработки в сфере ИИ-безопасности не просто снимают напряжение в этой точке, но и становятся востребованными продуктами на рынке IT-технологий.

И почти половина людей (48%), которые ни разу не пользовались нейросетями, заявили, что у них просто недостаточно знаний и навыков для этого. Обучение взаимодействию с ИИ-моделями для жизни, работы и бизнеса — один из самых быстро развивающихся сегментов в сфере образования.

Переход к индивидуальной работе

Несмотря на растущее число пользователей ИИ как в России, так и в мире, процесс внедрения нейросетей во все сферы жизни и бизнеса далек от завершения. Это огромный новый рынок, начинать работу с которым нужно уже сейчас.

Продукты, ориентированные на готовую использовать ИИ-технологии целевую аудиторию, персонализированные с помощью ИИ-моделей и способные вести диалог с пользователями на естественном языке — именно то, что в ближайшее время будет пользоваться наибольшим спросом.

Я уверен: это не зависит от сферы бизнеса. ИИ-помощник быстро подскажет молодой маме, в какой кружок записать ребенка, какую коляску выбрать в магазине и какую книгу почитать малышу перед сном. Но другой ИИ-ассистент поможет подобрать стройматериалы для нового жилого комплекса, офисного здания и стадиона, а третий — предложить покупателю лучший автомобиль из всех, что он может купить.

Детали клиенты продолжат обсуждать с живыми людьми — руководителями, консультантами, менеджерами и узкими специалистами. Но ИИ позволит первым прийти уже готовыми сделать покупку, а вторым — быть в полной готовности ответить на любые вопросы.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Вошла в рейтинг Smart500Компания была включена в рейтинг Smart500 — ТОП-100 крупнейших образовательных компаний cтраны
Победитель премии SEAПобедитель SEA (School of Education) в номинации «Прорыв года.Взрослое образование»
Победитель EdTechs AwardsПобедитель EdTechs Awards в номинации «Новая ниша/аудитория»
Лидер в no-code обученииЗанимает 60% рынка обучения no-code разработке по версии Smart Ranking в 2024 году
Стабильный рост выручкиЗа первый квартал 2025 года выручка 144 миллиона, что на 72% больше, чем в прошлом году

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Большая Новодмитровская ул., д. 23, эт. 2, каб. 46
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия