РБК Компании

Как студенты в Экспобанке выпустили первый ЦФА на бриллиант

Зачем мы выпустили цифровой финансовый актив на бриллиант, с каким трудностями столкнулись и что из этого получилось
Как студенты в Экспобанке выпустили первый ЦФА на бриллиант
Задача и причина

Задача:

Найти рыночные ниши для выпуска цифровых финансовых активов с потенциалом масштабирования дохода до 100 млн рублей в год и реализовать пилотные выпуски.

Причина:

Мы понимали, что развитие рынка ЦФА находится только в начале своего пути. Поэтому любую нишу на этом рынке можно считать «голубым океаном». Другой вопрос, какие из них имеют потенциал к экспоненциальному росту в ближайшее время? Мы проверили несколько гипотез и в качестве базового актива выбрали алмазы. Со временем эта идея «получила огранку».

В декабре 2023 года мы, студенты Лаборатории ЦФА Экспобанка выпустили первый в России и в мире цифровой финансовый актив, привязанный к стоимости реального бриллианта. О том, как мы это сделали, с каким трудностями столкнулись и что из этого получилось, рассказываем в этой статье. 

Кто этим занимался

В Экспобанк мы пришли в начале 2023 года — как лауреаты стипендиальной программы Эндаумента Новосибирского государственного университета. И попали не на обычную стажировку, как это бывает в подобных случаях, а сразу в «святая святых» — Лабораторию исследований и развития. Нам доверили ответственные и масштабные задачи, при этом мы не чувствовали себя одинокими. Нам помогали сотрудники блока стратегического развития, юридического управления, проектного офиса, бухгалтерии, команды маркетинга и PR и других подразделений.

Амбициозная цель

Перед нами сразу же поставили амбициозную цель: найти рыночные ниши для выпуска цифровых финансовых активов с потенциалом масштабирования дохода до 100 млн рублей в год и реализовать пилотные выпуски.

Задача была не из легких, но благодаря совместным усилиям и поддержке опытных специалистов Экспобанка, проект ожил. С большим энтузиастом мы принялась за работу.

«Огранка» идеи

Мы понимали, что развитие рынка ЦФА находится только в начале своего пути. Поэтому любую нишу на этом рынке можно считать «голубым океаном». Другой вопрос, какие из них имеют потенциал к экспоненциальному росту в ближайшее время? Мы сразу обратили внимание на золото, драгоценные и промышленные металлы. Проверили несколько гипотез и в качестве базового актива выбрали алмазы. 

Со временем эта идея «получила огранку». Мы поняли, что в отличие от алмазов, бриллианты проще поддаются оценке, для определения их рыночной стоимости уже разработаны различные индексы и калькуляторы. 

Да и что скрывать, нам очень нравилась идея с бриллиантом, каждый из нас хотел бы иметь хотя бы его частичку. Это была романтическая мечта, она нас драйвила и мотивировала, помогала проходить все трудные моменты.

Так было решено выпустить первый в мире ЦФА на бриллиант.

Почему именно бриллианты, почему ЦФА

Конечно же, наше решение не основывалось на одних эмоциях и любви к бриллиантам. Был за этим и строгий математический расчет.

Бриллианты — это редкие и ценные камни, которые обладают высокой стоимостью и привлекательностью. Инвестиционный потенциал натуральных бриллиантов обусловлен тем, что это исчерпаемый природный ресурс. Уверенный спрос в сочетании со структурными ограничениями на стороне предложения создает базу для долгосрочного роста ценности бриллиантов.

Однако традиционный рынок бриллиантов часто сталкивается с проблемами, связанными с подделками, недостатком прозрачности и сложностями в проверке подлинности. ЦФА на бриллиант, выпущенный Экспобанком, решил бы эти проблемы, предоставляя цифровой аналог реального бриллианта, который может быть легко проверен и отслежен. 

Благодаря использованию блокчейн-технологии каждый ЦФА имеет уникальный цифровой след, содержащий информацию о подробных характеристиках камня, к цене которого он привязан. Это обеспечивает прозрачность и доверие в сделках с бриллиантами, что является ключевым фактором для развития рынка цифровых активов.

Кроме того, порог входа для инвесторов в физические бриллианты довольно высокий — порядка 20 тыс. долларов. ЦФА позволяет снизить его до 2 тыс. рублей.

От задумки до реализации: наш путь

Воплощение идеи в жизнь требовало не только технических знаний, но и креативного подхода, особенно когда дело дошло до учета ЦФА на балансе и разработки клиентского пути. Этот процесс стал настоящим приключением, полным творческих решений.

Начали мы с оценки рынка, изучения характеристик бриллиантов и факторов формирования их стоимости. В целом, работа велась сразу по нескольким направлениям:

Определение рыночной стоимости. Нужно было четко определить, к чему в итоге будет привязана стоимость базового актива ЦФА. Рассматривали индекс RAPI, индекс цветных бриллиантов FCDI и другие варианты. В итоге остановились на калькуляторе инвестиционных бриллиантов АЛРОСА. Он учитывает размер, чистоту, цвет, качество, форму и флюоресценцию камня. Этот калькулятор находится в публичном доступе, что позволяет инвесторам наблюдать за динамикой цен на бриллиант.

Со временем мы поняли, что в решении о выпуске нужно прописать запасные варианты расчета стоимости базового актива, на случай если калькулятор по каким-либо независящим от нас причинам в момент погашения выпуска будет недоступен. В таком случае для расчета стоимости бриллианта будет использован рублевый индекс цен на бриллианты, о запуске которого Мосбиржа объявила в сентябре 2023 года. На крайний случай, мы предусмотрели и то, что если оба способа окажутся недоступны, то инвесторы получат фиксированную премию в размере 12% к сумме покупки.

Выбор и онбординг на платформе ОИС. Параллельно мы общались с различными операторами информационных систем (ОИС). Важно было выбрать платформу с наиболее простым клиентским путем, ориентированную на частных инвесторов. Онбординг — регистрация на платформе и подписание всех необходимых документов — занял несколько недель. 

Выбор бриллианта. Мы проанализировали характеристики бриллиантов, наиболее привлекательные с точки зрения инвестиций. Поняли, что нужен бриллиант от 3 до 5 карат, идеальной чистоты, без дефектов. Для этого изучали сертификаты АЛРОСА и Геммологической лаборатории МГУ, предоставляемые при покупке бриллиантов. В итоге остановились на трехкаратном круглом бриллианте стоимостью почти 10 млн рублей. 

Приемка бриллианта. Нужно было подписать договор об организации поставок бриллиантов.  Бриллиант сначала бронируется, потом назначается его показ, если все устраивает, после внесения предоплаты его привозят со специальными приборами проверки драгоценного камня и проходит приемка. Бриллиант было решено оставить на хранение в хранилище банка. 

Подготовка решения о выпуске. При выпуске ЦФА наш драгоценный камень был условно разделен на 5000 частей, на первом этапе выпустили 563 ЦФА, каждый стоимостью 1975 рублей. ЦФА выпустили на три года — это связано с тем, что бриллианты показывают хороший рост стоимости на инвестиционном горизонте от 3 до 5 лет. Дата погашения обязательств назначена на 16 декабря 2026 года. В этот день будет определена текущая рыночная стоимость бриллианта и разница — выплачена инвестору. 

Учет на балансе. На момент выпуска не было исчерпывающих указаний касательно того, как учитывать ЦФА на драгоценные камни на балансе банка. Так что у бухгалтерии начался творческий процесс, решением с нами поделились коллеги по цеху. 

Расходы на проект

Расходы на проект, помимо приобретения самого бриллианта, были незначительны: 

10 тыс. рублей — затраты на размещение решения о выпуске (рассмотрение выпуска, выпуск усиленной неквалифицированной электронной подписи для банка). 

0 рублей — онбординг на платформе ОИС.

0 рублей — маркетинг и PR (продажи велись через прямые контакты с действующей клиентской базой, а в дополнительном PR проект не нуждался, благодаря своей уникальности он получил широкую огласку в СМИ).

О трудностях и выводах

ЦФА на бриллиант стал пилотным проектом для Экспобанка. На нем мы прошли весь путь выпуска цифрового финансового актива, увидели и отработали сложные моменты и, самое главное, сделали выводы, которые позволят нам в дельнейшем проводить такие выпуски быстрее и эффективнее. 

  1. Самое главное — это клиентский путь. Важно выбирать площадку и выстраивать процесс так, чтобы он был максимально бесшовным для клиента.
  2. Рынок ЦФА на драгметаллы, кроме золота, пока ограничен с точки зрения потенциальной аудитории. Дело в том, что такие выпуски можно делать только для квалифицированных инвесторов. Во всяком случае, пока. 
  3. Поскольку рынок очень молодой, инвесторы пока опасаются вкладывать в него деньги на длительный срок, предпочитая инструменты с более близким горизонтом инвестирования. Следующие выпуски мы будем делать с более короткими сроками. 

Для дальнейшего успешного и перспективного развития рынка ЦФА важно регулирование отрасли. Для этого разработаны рабочие группы, которые постоянно взаимодействуют между собой, с участниками рынка и с ЦБ РФ. В группах решаются стратегически важные вопросы, и самое важное, ЦБ слушает и меняет условия игры под просьбы участников. Такая политика выстраивания рынка явно будет приносить свои плоды в будущем.

Про результаты и командный дух  

Пилотный выпуск ЦФА на бриллианты почти полностью распродан крупным частным инвесторам, а мы получили уникальный опыт. В следующих выпусках мы учтем выводы и предложим новые параметры, еще более комфортные целевой аудитории. 

Оглядываясь на наш путь, мы можем с уверенностью сказать, что этот проект не просто выпуск ЦФА — это история о том, как энтузиазм, инновации и сотрудничество приводят к созданию чего-то действительно значимого и уникального. 

Полина Луговцова, Виктория Моисеенко, Никита Юдачев

Результат

Пилотный выпуск ЦФА на бриллианты почти полностью распродан крупным частным инвесторам, а мы получили уникальный опыт. В следующих выпусках мы учтем выводы и предложим новые параметры, еще более комфортные целевой аудитории.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации09.08.2021
Уставной капитал2 800 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Замоскворечье, наб. Космодамианская, д. 52 стр. 7
ОГРН 1217700369083
ИНН / КПП 7708397772 770501001

Контакты

E-mail INFO@EXPOBANK.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия