РБК Компании
Главная Лебер 15 февраля 2024

Почему цифровая трансформация — процесс бесконечный

Цифровая трансформация — это оптимизация процессов с помощью цифровых инструментов
Почему цифровая трансформация — процесс бесконечный
Иван Афанасьев
Иван Афанасьев
Член совета директоров компании «Лебер»

IT-менеджер, специалист по бизнес-аналитике, системному анализу, информационной безопасности и блокчейн-технологиям

Подробнее про эксперта

Оптимизация — это циклический процесс, который чаще всего описывают методикой Деминга PDCA (Plan, Do, Check, Act). И цикл этот непрерывен, потому что процессы можно оптимизировать бесконечно, а идеальная финальная точка оптимизации любого процесса — это процесс, на который не тратится ресурс (процесс, которого нет), но который приносит результат. Про это можно почитать в ТРИЗ.

Зачем нужна цифровая трансформация?

Здесь не открою никакого секрета: цифровая трансформация, как и любая оптимизаторская деятельность внутри бизнеса, нужна в конечном счете для повышения рентабельности работы компании, роста прибыльности.

Две главные идеи ЦТ

В рамках цифровой трансформации есть две основные идеи:

  • Создание моделей (иногда называют «цифровыми двойниками») процессов и сущностей, из которых складывается модель всей компании и холдинга. Модели позволяют быстро и дешево тестировать множество решений на симуляции, обнаруживать потенциальные проблемы и решать их до того, как они появятся «физически».
  • Снижение издержек внутри процессов, которые всегда в конечном итоге ложатся «на клиента», то есть лежат в цене и себестоимости. Снижаются издержки и повышается прибыль, не повышая цен для клиента. Или даже снижая цены, что откидывает конкурентов назад.

Эти идеи помогают бизнесу расширять горизонт планирования за счет моделирования, повышать клиентоориентированность, расширяться не за счет (или не только) вечного «отжимания» кусков рынка у конкурентов, а за счет расширения своего рынка в целом.

Как это сделать?

Что нужно делать, чтобы цифровая трансформация была эффективной? Есть множество методов, часть которых является кросс-функциональными:

  • Создавать единое пространство данных. Данные не должны быть разрозненными и не должны дублироваться в разных видах (речь не про резервное копирование, а про почти-одну-и-ту-же-информацию, которая лежит в разных файлах, базах у разных сотрудников, в разном виде). Архитектура данных должна быть понятна. Нужно выстраивать для сотрудников и контрагентов понятный, безопасный, удобный и быстрый доступ ко всей необходимой информации без ее пересылки и копирования.
  • Моделировать процессы и объекты. На моделях тестировать гипотезы, расчеты, собирать процессы и правила их работы. Лучше начинать с простых блок-схем, как в школе, а уже потом переходить к BPMN, и затем автоматизировать.
  • Интегрировать системы внутри и снаружи. Неизбежно вы будете пользоваться разными системами — CRM, ERP, WMS и другими. Данные между ними должны ходить бесшовно. С внешними системами тоже нужны интеграции — сейчас почти у каждого чайника есть API. 
  • Давать клиенту доступ к своим сервисам и данным. Еще это называют селф-менеджментом для клиента. Личный кабинет на сайте, порталы самообслуживания, доступ к информации и файлам про товары.
  • Быть омниканальным. Давать клиенту возможность достучаться до вас через любой канал — телефон, мессенджер, сайт, почта, инстаграм, линкедин. А внутри собирать это в единую ленту общения с клиентом, конечно же интегрируя в CRM.
  • Внедрять инструменты цифрового маркетинга. Настраивать автоворонки: моделировать цепочки принятия решений клиентом, на основе которых делать цепочки касаний. Тестировать, оптимизировать и автоматизировать их.
  • Делать цифровые коллаборации. Интегрироваться с поставщиками, партнерами, маркетплейсами. Автоматически обмениваться прайсами, заказами, ассортиментом, документами.
  • Данные и метрики. Метрики и данные. Собирайте данные из процессов, внедряйте метрики оценки. На основе результатов измерений, вносите улучшения в процессы. Собирайте дашборды с основными данными и важными индикаторами. Со временем внедряйте BI-инструменты.
  • Избавляйтесь от неэффективных процессов. Если сомневаетесь в необходимости какого-то действия или целого процесса, попробуйте просто его убрать. Очень часто в результате ничего не изменится, а действий станет меньше. А значит — эффективность выше. 

Кстати, часто такие действия требуют делать сами руководители. Хороший пример контрпродуктивного решения — составление периодических отчетов. Уберите отчеты и дайте руководителю доступ к данным, со временем сделайте дашборд с самыми важными индикаторами.

Чего делать нельзя?

  • Не автоматизируйте то, что не оптимизировано. Не нужно пытаться автоматизировать или роботизировать процесс, который работает неэффективно. Сначала нужно его смоделировать, проанализировать и оптимизировать.
  • Не трогайте то, что уже мертво. Можно долго бороться с неэффективностью отправки прайс-листов. Но лучше не трогать этот процесс, он уже мертв. Нужно сделать систему, которая предоставит доступ к прайсу и процесс отправки окончательно умрет сам.

Примеры инструментов и практик

Цифровая трансформация — процесс, который охватывает внедрение цифровых технологий во все аспекты бизнеса, приводя к изменению способа его ведения и предоставления ценности потребителям. Ключевыми элементами этого процесса являются инструменты, такие как цифровой двойник товара и порталы самообслуживания для клиентов.

Цифровой двойник товара

Цифровой двойник — это виртуальная модель любого физического объекта или процесса. Применение этой концепции позволяет компаниям проводить анализы, симуляции и мониторинг, минимизируя риски и издержки, связанные с физическими испытаниями. Создание цифрового двойника в нашем случае осуществляется в CAD-системах, где зафиксированы все конструкторские параметры объекта, что дает нам возможность:

  • Автоматизировать расчет себестоимости и отпускной цены;
  • Составлять технологические карты и заказы на производство;
  • Управлять жизненным циклом товара;
  • Автоматизировать деятельность конструкторского бюро и многие другие процессы.

Порталы самообслуживания для клиентов

Порталы самообслуживания создают условия для прямого доступа клиентов к информационным ресурсам, необходимым для сотрудничества или выполнения работы, без привлечения персонала компании. Для проектировщиков и дилеров наш личный кабинет дает доступ к моделям оборудования, чертежам, техническим описаниям и другим материалам в режиме онлайн. Основные функции и преимущества таких порталов включают:

  • Экономию времени и средств за счет снижения необходимости персональной коммуникации;
  • Улучшение удобства работы партнеров с компанией благодаря гибкости и доступности информации;
  • Повышение оперативности в обмене документацией и материалами.

Цифровой двойник товара и порталы самообслуживания для клиентов — всего два примера из множества инструментов, фундаментальных для реализации цифровой трансформации в бизнесе. Эти инструменты обеспечивают не только оптимизацию внутренних процессов, но и способствуют более тесному и эффективному взаимодействию с клиентами и партнерами, что, в свою очередь, может существенно улучшить конкурентоспособность и эффективность предприятий на рынке.

Кейс: цифровой двойник товара

Мы сделали «цифрового двойника» для товара — это одна из основных методик в цифровой трансформации, в которой вы создаете модель процесса или товара или механизма или даже человека. У товара есть конструкторская модель, в которой внесены все параметры материалов — постоянно обновляющиеся с точки зрения моделей и конструкторской документации. «Цифровой двойник» базируется на модели и конструкторской спецификации, которая генерируется в CAD-программе. У товара есть конструкторская модель, в которой внесены все параметры материалов — постоянно обновляющиеся с точки зрения моделей и конструкторской документации. Цифровой двойник базируется на модели и конструкторской спецификации, которая генерируется в CAD-программе.

Даже неидеальная модель уже позволяет автоматически:

  • считать себестоимость материалов;
  • рассчитывать отпускную цену;
  • создавать технологические карты и заказы на производство;
  • генерировать для склада и клиентов ведомости упаковок;
  • рассчитывать массу товаров и упаковок;
  • генерировать штрихкоды и этикетки;
  • управлять жизненным циклом и модификациями товара;
  • автоматизировать большую часть работы инженеров конструкторского бюро.

Личный кабинет партнера на сайте

Еще один кейс про прямой доступ клиентов к информации: для партнеров мы сделали личный кабинет на сайте. Сейчас есть версии для проектировщиков и дилеров.

Для проектировщиков доступны для скачивания модели оборудования, чертежи для проектов, фотографий, технических описаний и других важных для работы проектировщиков данных, которые раньше запрашивались через менеджера и пересылались через файлообменники.

Есть функционал создания своих проектов — подборок оборудования с возможностью массового скачивания материалов. Клиенты могут легко обойтись без звонков менеджеру.

Личный кабинет для дилеров содержит те же материалы для скачивания, что и версия для проектировщиков, но дополнен бренд-материалами, а главное функционалом работы с заказами. Дилеры сами подбирают товары в проект, генерируют коммерческие предложения с совместным брендингом, генерируют презентации по конкретному проекту.

Главная цель этого проекта — создать единую точку входа и самообслуживания партнеров компании. И не пересылать информацию. Это экономия и для компании и для клиентов.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации23.01.2018
Уставной капитал120 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва Ш. ДМИТРОВСКОЕ Д. 182Б СТР. 1 ЭТАЖ 2 КОМНАТА №3
ОГРН 1187746054946
ИНН / КПП 9715311353 771501001
Среднесписочная численность90 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к.2

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия