РБК Компании

Александр Елизарьев: о будущем IT-рынка через призму «Цифровых привычек»

О том, как отвечать на современные вызовы и оставаться гибкими в достижении стратегических целей — в беседе с генеральным директором АО ГК «Цифровые привычки»
Александр Елизарьев: о будущем IT-рынка через призму «Цифровых привычек»
Источник изображения: Личный архив Группы компаний
Александр Елизарьев
Александр Елизарьев
Генеральный директор ГК «Цифровые привычки»

Российский эксперт в сфере разработки системного (core banking) и клиентского ПО для финтеха

Подробнее про эксперта

Группа компаний «Цифровые привычки» — один из ведущих российских поставщиков и разработчиков ПО для финтеха и банков. Мы поговорили с основателем и генеральным директором ГК Александром Елизарьевым о ключевых проектах, факторах роста и планах развития «Цифровых привычек».

Расскажите подробнее о продуктах и решениях, которые вы предлагаете для финансовой отрасли.

Группа сформирована на базе трех ИТ-компаний: «Цифровые привычки», «Финейтив» и «Платформа КИН». Компания «Цифровые привычки» оказывает услуги заказной разработки для банков и развивает собственную платформу CodeAche для быстрого тестирования и запуска новых ИТ-проектов. Среди клиентов — крупнейшие банки страны, входящие в топ-5 отрасли по активам.

Под брендом «Финейтив» мы предлагаем линейку из пяти коробочных продуктов для банков — это инвестиционная платформа, системы дистанционного банковского обслуживания для розничных и корпоративных клиентов, кредитный конвейер на основе ИИ и цифровой офис. Крупные банки разрабатывают подобные продукты самостоятельно, но банки второго и третьего эшелона предпочитают покупать готовые решения у вендоров. Наша стратегия дает свои результаты — в 2023 году Группа компаний вошла в топ-5 ведущих ИТ-вендоров для банков на базе собственных решений.

Платформенные решения КИНН помогают формировать эффективные проектные команды и обучать ИТ-специалистов. В активе компании три запатентованные разработки, коробочный продукт по формированию ИТ-команд, а также модуль электронного документооборота и лицензированная LMS-платформа.  

То есть основные ваши клиенты — это банки? 

Да, но не только. Конечно, мы работаем с крупными заказчиками из сферы финтеха, но и с государственными структурами подписывали контракты. Например, есть заказчик, который приобрел у нас 600 тысяч лицензий для использования платформы дистанционного банковского обслуживания. Это коробочный продукт. А вот для финтеха мы предлагаем не только коробочные решения, но и услуги заказной разработки, делаем продукты под конкретный запрос конкретной компании. 

При этом основную выручку приносит продажа цифровых решений и заказная разработка ПО для банков, как крупных — Сбер, ВТБ, Альфа-Банк и другие, так и банков 2–3 эшелона. Типовые кейсы из нашей практики для небольших банков — внедрение систем ДБО, интеграция цифровых помощников или автоматизация кредитных процессов. Банки средней капитализации зачастую работают в условиях ограниченных ресурсов, поэтому наши продукты спроектированы так, чтобы быстро интегрироваться в их существующую инфраструктуру. Разработанные нами продукты легко масштабируются, а темпы роста нашего бизнеса свидетельствует о высоком уровне предлагаемых решений.

Кого вы видите своими основными конкурентами в этой сфере?

Разработкой ПО для банков занимаются многие компании но, как правило, они не фокусируются на каком-то направлении, а занимаются сразу несколькими: и клиентской частью, и системной, и инфраструктурной. Почему так? Для нишевания нужен многолетний опыт и команда, которая разбирается в специфике и уже разработала несколько десятков узконаправленных продуктов. Несколько лет назад для себя мы выбрали разработку системного ПО. Что такое системное ПО? Системное ПО — это та часть банковской инфраструктуры, которая обеспечивает базовое функционирование банка, но остается незаметной для клиентов. Системное ПО — это ядро, которое управляет транзакциями, обработкой данных, интеграцией с внешними системами и т.п. А сейчас войти в сферу практически невозможно — нужно понимать специфику банковской архитектуры, нормативные требования и особенности интеграции.

Насколько высок спрос на программные решения для финтеха?

Мы ориентируемся на прогноз по рынку финансового ПО для банковской отрасли, данный в прошлом году Strategy Partners — они ожидают роста рынка в трехлетней перспективе до 60 млрд руб. в год. Мы рассчитываем забрать не менее 10-12% этого рынка. Спрос на решения отечественных разработчиков поддерживает государственная политика, направленная на импортозамещение иностранного ПО в госкомпаниях и госсекторе, да и сами банки стараются активно переходить на российские разработки. К примеру, в банках второго-третьего эшелона предстоит заменить еще около 60% программных продуктов, в крупнейших организациях отрасли импортозамещения ждет более 30% ПО с иностранными лицензиями. За счет фокуса на этом направлении в последние два-три года мы показывали двузначные темпы роста финансовых показателей, по итогам 2024 года ожидается рост более чем на 70% по выручке и почти трехкратный рост прибыли.  

Насколько устойчивый этот тренд, сможете ли вы дальше поддерживать высокие темпы роста?

Средний объем контракта на разработку составляет около 200 млн рублей при средней длительности контракта 2,5 года. Объем заказов компаний Группы распланирован на три года вперед — объем подписанных контрактов до 2027 года включительно уже составляет 7 млрд рублей. Кроме того, поданы заявки на участие в новых тендерах на общую сумму в 14,3 млрд рублей при средней конверсии таких заявок в твердые контракты около 25%. Многие думают, что разработка ПО — это разовая история: продал, интегрировал, и на этом все. Но реальность совершенно другая. После покупки ПО начинается гораздо более объемная работа по его развитию, доработке и поддержке. Мало кто задумывается, сколько стоит поддержка продукта. С каждым годом бюджеты на такие задачи только растут. Технологии, устройства, операционные системы — все это обновляется, и ПО должно постоянно адаптироваться. Таким образом, рынок услуг по поддержке и доработке ПО будет только расти, и мы готовы быть на передовой этого процесса. 

Компания планирует экспансию на рынки СНГ. Не приведет ли это к «распылению» ресурсов, особенно с учетом текущего дефицита кадров?

Наоборот, выход на рынки СНГ — это естественное продолжение нашей работы. Эти страны повторяют путь цифровизации, который сейчас проходят российские банки. По сути, работа с банками в странах СНГ — это повторение трека, который мы уже успешно освоили на российском рынке. Это означает, что мы не начинаем с нуля, а адаптируем проверенные подходы и решения под локальные особенности. Такой подход минимизирует риск «распыления» ресурсов, поскольку мы используем уже наработанный опыт и компетенции. Но наше приоритетное внимание, конечно, остается на стратегических задачах внутри России, расширение в СНГ — это логичный шаг для усиления позиций компании в целом.

Какими вы видите основные риски для бизнеса?

Главный вызов сегодня, как мы уже говорили, — дефицит квалифицированных ИТ-специалистов. Решение этой проблемы требует консолидации усилий на уровне отрасли. В тех же странах СНГ активно создаются профильные институты и образовательные программы, которые готовят ИТ-специалистов. Надо развивать этот ресурс, обучать таких специалистов, давать им четкий трек развития. Мы, со своей стороны, активно инвестируем в подготовку собственных кадров, гибко используем компетенции проектных команд, что в целом позволяет нам сохранять устойчивость бизнеса. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия