Какие 11 навыков помогут руководителю управлять эффективнее
Какие навыки помогают руководителю управлять командой, мотивировать сотрудников и принимать решения? Разбираем 11 ключевых управленческих компетенций

Известный бизнес-тренер, автор 8 книг — «Активные продажи», «Найди решение». Провел 1400 тренингов по продажам и управлению. Среди клиентов: Microsoft, Sminex, РЖД, Сбербанк, Somex
Навыки руководителя — это основа его профессиональной эффективности, набор инструментов, которые помогают управлять людьми и процессами. Они обеспечивают устойчивую работу компании, вовлеченность сотрудников и достижение целей.
В нашей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда компании планируют обучение руководителей и формулируют задачу так: «нужно прокачать ключевые навыки руководителей». И именно эти навыки мы собрали здесь. Конечно, есть вариации: например, делегирование не всегда актуально для руководителей, у которых пока нет полномочий для передачи задач, а подбор и обучение персонала в некоторых организациях целиком лежит на HR-отделе. Но большинство управленческих ситуаций так или иначе упираются именно в эти 11 навыков.
1. Навык планирования и постановки целей
Планирование — это фундамент управленческой деятельности. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным, и охватывает постановку целей для компании, подразделения и команды.
Что важно освоить:
- Модель SMART — цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и ограниченной по времени. Если цель не SMART — это не цель, а лозунг.
- Декомпозиция целей — умение разложить большую задачу на маленькие шаги. Это спасает команду от страха «горы задач» и превращает ее в лестницу достижений. Я настоятельно рекомендую этот прием: он мгновенно делает работу прозрачной.
- Модель ККСС (количество, качество, средства, сроки) — проверка полноты постановки задачи. Упустили хотя бы один параметр — результат будет непредсказуем.
Что это дает руководителю:
- Четкие ориентиры для команды.
- Возможность управлять и процессом, и результатом.
- Снижение хаоса и повышение предсказуемости.
2. Навык подбора и оценки персонала
Подбор и оценка персонала — это важный навык руководителя, который требует знания технологий оценки и интервью. Чаще всего руководители не проводят первичные интервью, но принимают окончательное решение по кандидату.
Что важно освоить:
- Метод STAR (ситуация, цель, действия, результаты) — помогает понять реальный опыт кандидата, а не только красивое резюме. Один из самых надежных инструментов интервью.
- Различные техники интервью — структурированное, ситуационное, поведенческое.
- Критерии оценки компетенций — чтобы решение о найме было объективным.
Что это дает руководителю:
- Снижение ошибок при найме.
- Формирование сильной и устойчивой команды.
- Быстрая адаптация новых сотрудников.
3. Навык обучения и наставничества
Обучение сотрудников должно быть регулярным и систематическим процессом, который включает как hard skills, так и soft skills. Наставничество играет ключевую роль в привитии корпоративных норм и стандартов.
Что важно освоить:
- Модель GROW (Goal, Reality, Options, Will) — классика коучинга, которая помогает структурировать наставничество.
- 8 шагов наставничества — все этапы обучения сотрудника, наиболее полный список: «Я рассказываю, ты слушаешь», «Ты рассказываешь, я проверяю», «Я делаю, ты смотришь», «Мы делаем вместе», «Ты рассказываешь, что будешь делать», «Ты делаешь, я подсказываю», «Ты сделал и рассказал», «Ты делаешь и иногда советуешься».
Что это дает руководителю:
- Рост компетентности команды.
- Уменьшение зависимости от внешнего найма.
- Повышение вовлеченности и доверия сотрудников.
4. Навык постановки задач и делегирования полномочий и ответственности
Разделение понятий «постановка задач» и «делегирование полномочий» является важным для руководителя. Постановка задач осуществляется в рамках компетенции сотрудника, тогда как делегирование включает передачу новых полномочий и ответственности.
Что важно освоить:
- Алгоритм постановки задач (5 шагов: информация → проверка понимания → обязательства → контроль → план «Б»). Простая структура, которая снимает 90% недоразумений.
- Модель МАРСОВ — авторский инструмент, включающий мотивацию, алгоритм, результат, средства, обоснование и время. Это практическая проверка качества задачи, которая экономит нервы и время.
- Модель СОПКИ — также авторский инструмента, делегирование через ясность: Суть, Ответственность, Польза, Контроль и Исключительность. Отличный способ избежать «размытых поручений».
Что это дает руководителю:
- Снижение числа ошибок и недопонимания.
- Освобождение времени для стратегических задач.
- Развитие сотрудников через новые полномочия.
5. Навык мотивации и управленческого влияния
Хороший руководитель умеет вдохновлять людей, но делает это системно, а не ситуативно. Важно не только «зажечь» команду, но и выстроить работающую систему мотивации, понимать, какие факторы реально влияют на сотрудников, а какие — нет. Методы управленческого воздействия становятся частью ежедневной практики: аргументация, похвала, критика, мягкое внушение. Более того, вариантов похвалы или критики может быть десятки — важно расширять свой арсенал и осознанно выбирать подходящие инструменты.
Что важно освоить:
- Модель Герцберга — деньги и условия труда создают «гигиену», но настоящая мотивация рождается из признания, ответственности и развития.
- Модель Алдерфера — три уровня потребностей: существование, взаимодействие, развитие. Люди переключаются между ними.
- Модель ожиданий — сотрудники оценивают баланс: усилия → результат → вознаграждение. Если баланс нарушен — мотивация рушится.
- Управленческие воздействия — это ежедневная практика различных методов: аргументация, эмоциональное заражение, критика, похвала и другие способы оказания влияния. Я рекомендую расширять арсенал: использовать не один-два метода, а десятки возможных приемов, чтобы быть гибким.
Что это дает руководителю:
- Построение системы мотивации вместо действий «по наитию».
- Расширение инструментов влияния (например, 22 варианта похвалы и критики).
- Снижение сопротивления изменениям.
- Повышение вовлеченности и продуктивности сотрудников.
6. Навык организации и тайм-менеджмента команды
Организация работы — это процесс, который включает распределение задач, поиск ресурсов и управление временем. Навык руководителя здесь заключается в создании структуры, которая позволяет действовать как слаженный механизм.
Что важно освоить:
- Матрица Эйзенхауэра — пожалуй, самый полезный инструмент для руководителя! Делит задачи на важные и срочные. Если не пользовались — рекомендую начать сегодня.
- Матрица Рысева («сложность — интерес») — помогает грамотно распределять задачи внутри команды, если матрица Эйзенхауэра не работает, когда все дела важные и срочные.
- Методы управления ресурсами: информация, время, процессы.
Что это дает руководителю:
- Оптимальное использование ресурсов.
- Управление многозадачностью.
- Снижение текучки и хаоса.
7. Навык контроля и обратной связи
Контроль — это навык руководителя, который включает два аспекта: получение информации о состоянии дел и удержание команды в фокусе. Эффективный контроль работает только в связке с обратной связью.
Что важно освоить:
- Виды контроля: упреждающий, процессный, итоговый.
- Принципы контроля — минимакс (минимум затрат, максимум пользы), своевременность и системность.
- Модели обратной связи: СНАРК, BOFF, SOR. Этим модели — отличные инструменты для руководителя. Подробнее о модели BOFF и других в авторской колонке на RBC.
Что это дает руководителю:
- Прозрачность процессов.
- Возможность корректировать курс без жестких санкций.
- Поддержку сотрудников через конструктивный фидбэк.
8. Навык поиска и принятия решений
Принятие решений — это сквозной навык руководителя, влияющий на все аспекты его деятельности.
Что важно освоить:
- Алгоритм 7 шагов — от постановки проблемы до оценки результата. Он дисциплинирует мышление и защищает от импульсивных ошибок.
- Модель Cynefin — показывает, как действовать в разных условиях: простых, сложных, комплексных или хаотичных. Это навигатор руководителя в мире неопределенности.
- Анализ когнитивных ошибок — от самоуверенности до «ошибки выжившего». Освоив их, руководитель перестает попадать в ментальные ловушки.
Что это дает руководителю:
- Более качественные решения при недостатке информации.
- Снижение стратегических рисков.
- Умение действовать быстрее и увереннее.
9. Навык проведения совещаний
Эффективное проведение совещаний позволяет руководителям не тратить время впустую и реализовывать принятые решения.
Что важно освоить:
- Структуру и регламент встреч — порядок всегда экономит время.
- Методы группового обсуждения — мозговой штурм, модерация, фасилитация.
- Техники вовлеченности — опросы, ротация модераторов, интерактивные приемы.
Что это дает руководителю:
- Экономию времени.
- Повышение продуктивности встреч.
- Четкие договоренности и результативность обсуждений.
10. Навык коммуникации
Коммуникативный навык руководителя включает умение излагать идеи, аргументировать, убеждать и влиять на поведение сотрудников.
Что важно освоить:
- Активное слушание — техника для понимания «болей» сотрудников.
- Методы аргументации — логические, эмоциональные,
- Работа с сопротивлениями — позволяет работать с возражениями сотрудников или коллег.
Что это дает руководителю:
- Более доверительные отношения с командой.
- Снижение конфликтов.
- Умение донести даже сложные идеи просто.
11. Навык управления трудными ситуациями
Работа с конфликтами, токсичными людьми и увольнениями требует особых навыков и эмоциональной зрелости.
Что важно освоить:
- Методы разрешения конфликтов — переговоры, медиативные техники.
- Трудные переговоры — стратегии переговоров различного уровня.
- Профилактику напряжений — чтобы до кризиса не доходило.
Что это дает руководителю:
- Поддержание здоровой атмосферы.
- Быстрое восстановление после кризисов.
- Снижение текучести и демотивации.
Секретный навык руководителя
Есть еще один элемент, который редко включают в официальные списки, но он во многом определяет успех. Это навык обучения и самообучения.
Что важно освоить:
- Постоянное развитие собственных компетенций.
- Изучение новых технологий и управленческих практик.
- Умение вырываться из текучки ради собственного роста.
Что это дает руководителю:
- Постоянный апгрейд знаний и навыков.
- Адаптацию к изменениям в бизнес-среде.
- Личный пример для команды: руководитель учится сам и ведет за собой.
Заключение
Управление — это не должность, а умение влиять на людей и процессы. Развивая ключевые навыки — от планирования и делегирования до мотивации и управления трудными ситуациями — руководитель меняет культуру команды
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты


