Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Какие 11 навыков помогут руководителю управлять эффективнее

Какие навыки помогают руководителю управлять командой, мотивировать сотрудников и принимать решения? Разбираем 11 ключевых управленческих компетенций
Какие 11 навыков помогут руководителю управлять эффективнее
Источник изображения: Shutterstock.com
Николай Рысёв
Николай Рысёв
Директор RECONT, бизнес-тренер

Известный бизнес-тренер, автор 8 книг — «Активные продажи», «Найди решение». Провел 1400 тренингов по продажам и управлению. Среди клиентов: Microsoft, Sminex, РЖД, Сбербанк, Somex

Подробнее про эксперта

Навыки руководителя — это основа его профессиональной эффективности, набор инструментов, которые помогают управлять людьми и процессами. Они обеспечивают устойчивую работу компании, вовлеченность сотрудников и достижение целей.

В нашей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда компании планируют обучение руководителей и формулируют задачу так: «нужно прокачать ключевые навыки руководителей». И именно эти навыки мы собрали здесь. Конечно, есть вариации: например, делегирование не всегда актуально для руководителей, у которых пока нет полномочий для передачи задач, а подбор и обучение персонала в некоторых организациях целиком лежит на HR-отделе. Но большинство управленческих ситуаций так или иначе упираются именно в эти 11 навыков.

1. Навык планирования и постановки целей

Планирование — это фундамент управленческой деятельности. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным, и охватывает постановку целей для компании, подразделения и команды.

Что важно освоить:

  • Модель SMART — цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и ограниченной по времени. Если цель не SMART — это не цель, а лозунг.
  • Декомпозиция целей — умение разложить большую задачу на маленькие шаги. Это спасает команду от страха «горы задач» и превращает ее в лестницу достижений. Я настоятельно рекомендую этот прием: он мгновенно делает работу прозрачной.
  • Модель ККСС (количество, качество, средства, сроки) — проверка полноты постановки задачи. Упустили хотя бы один параметр — результат будет непредсказуем.

Что это дает руководителю:

  • Четкие ориентиры для команды.
  • Возможность управлять и процессом, и результатом.
  • Снижение хаоса и повышение предсказуемости.

2. Навык подбора и оценки персонала

Подбор и оценка персонала — это важный навык руководителя, который требует знания технологий оценки и интервью. Чаще всего руководители не проводят первичные интервью, но принимают окончательное решение по кандидату.

Что важно освоить:

  • Метод STAR (ситуация, цель, действия, результаты) — помогает понять реальный опыт кандидата, а не только красивое резюме. Один из самых надежных инструментов интервью.
  • Различные техники интервью — структурированное, ситуационное, поведенческое.
  • Критерии оценки компетенций — чтобы решение о найме было объективным.

Что это дает руководителю:

  • Снижение ошибок при найме.
  • Формирование сильной и устойчивой команды.
  • Быстрая адаптация новых сотрудников.

3. Навык обучения и наставничества

Обучение сотрудников должно быть регулярным и систематическим процессом, который включает как hard skills, так и soft skills. Наставничество играет ключевую роль в привитии корпоративных норм и стандартов.

Что важно освоить:

  • Модель GROW (Goal, Reality, Options, Will) — классика коучинга, которая помогает структурировать наставничество.
  • 8 шагов наставничества — все этапы обучения сотрудника, наиболее полный список: «Я рассказываю, ты слушаешь», «Ты рассказываешь, я проверяю», «Я делаю, ты смотришь», «Мы делаем вместе», «Ты рассказываешь, что будешь делать», «Ты делаешь, я подсказываю», «Ты сделал и рассказал», «Ты делаешь и иногда советуешься».

Что это дает руководителю:

  • Рост компетентности команды.
  • Уменьшение зависимости от внешнего найма.
  • Повышение вовлеченности и доверия сотрудников.

4. Навык постановки задач и делегирования полномочий и ответственности

Разделение понятий «постановка задач» и «делегирование полномочий» является важным для руководителя. Постановка задач осуществляется в рамках компетенции сотрудника, тогда как делегирование включает передачу новых полномочий и ответственности.

Что важно освоить:

  • Алгоритм постановки задач (5 шагов: информация → проверка понимания → обязательства → контроль → план «Б»). Простая структура, которая снимает 90% недоразумений.
  • Модель МАРСОВ — авторский инструмент, включающий мотивацию, алгоритм, результат, средства, обоснование и время. Это практическая проверка качества задачи, которая экономит нервы и время.
  • Модель СОПКИ — также авторский инструмента, делегирование через ясность: Суть, Ответственность, Польза, Контроль и Исключительность. Отличный способ избежать «размытых поручений».

Что это дает руководителю:

  • Снижение числа ошибок и недопонимания.
  • Освобождение времени для стратегических задач.
  • Развитие сотрудников через новые полномочия.

5. Навык мотивации и управленческого влияния

Хороший руководитель умеет вдохновлять людей, но делает это системно, а не ситуативно. Важно не только «зажечь» команду, но и выстроить работающую систему мотивации, понимать, какие факторы реально влияют на сотрудников, а какие — нет. Методы управленческого воздействия становятся частью ежедневной практики: аргументация, похвала, критика, мягкое внушение. Более того, вариантов похвалы или критики может быть десятки — важно расширять свой арсенал и осознанно выбирать подходящие инструменты.

Что важно освоить:

  • Модель Герцберга — деньги и условия труда создают «гигиену», но настоящая мотивация рождается из признания, ответственности и развития.
  • Модель Алдерфера — три уровня потребностей: существование, взаимодействие, развитие. Люди переключаются между ними.
  • Модель ожиданий — сотрудники оценивают баланс: усилия → результат → вознаграждение. Если баланс нарушен — мотивация рушится.
  • Управленческие воздействия —  это ежедневная практика различных методов: аргументация, эмоциональное заражение, критика, похвала и другие способы оказания влияния. Я рекомендую расширять арсенал: использовать не один-два метода, а десятки возможных приемов, чтобы быть гибким.

Что это дает руководителю:

  • Построение системы мотивации вместо действий «по наитию».
  • Расширение инструментов влияния (например, 22 варианта похвалы и критики).
  • Снижение сопротивления изменениям.
  • Повышение вовлеченности и продуктивности сотрудников.

6. Навык организации и тайм-менеджмента команды

Организация работы — это процесс, который включает распределение задач, поиск ресурсов и управление временем. Навык руководителя здесь заключается в создании структуры, которая позволяет действовать как слаженный механизм.

Что важно освоить:

  • Матрица Эйзенхауэра — пожалуй, самый полезный инструмент для руководителя! Делит задачи на важные и срочные. Если не пользовались — рекомендую начать сегодня.
  • Матрица Рысева («сложность — интерес») — помогает грамотно распределять задачи внутри команды, если матрица Эйзенхауэра не работает, когда все дела важные и срочные.
  • Методы управления ресурсами: информация, время, процессы.

Что это дает руководителю:

  • Оптимальное использование ресурсов.
  • Управление многозадачностью.
  • Снижение текучки и хаоса.

7. Навык контроля и обратной связи

Контроль — это навык руководителя, который включает два аспекта: получение информации о состоянии дел и удержание команды в фокусе. Эффективный контроль работает только в связке с обратной связью.

Что важно освоить:

  • Виды контроля: упреждающий, процессный, итоговый.
  • Принципы контроля — минимакс (минимум затрат, максимум пользы), своевременность и системность.
  • Модели обратной связи: СНАРК, BOFF, SOR. Этим модели — отличные инструменты для руководителя. Подробнее о модели BOFF и других в авторской колонке на RBC.

Что это дает руководителю:

  • Прозрачность процессов.
  • Возможность корректировать курс без жестких санкций.
  • Поддержку сотрудников через конструктивный фидбэк.

8. Навык поиска и принятия решений

Принятие решений — это сквозной навык руководителя, влияющий на все аспекты его деятельности.

Что важно освоить:

  • Алгоритм 7 шагов — от постановки проблемы до оценки результата. Он дисциплинирует мышление и защищает от импульсивных ошибок.
  • Модель Cynefin — показывает, как действовать в разных условиях: простых, сложных, комплексных или хаотичных. Это навигатор руководителя в мире неопределенности.
  • Анализ когнитивных ошибок — от самоуверенности до «ошибки выжившего». Освоив их, руководитель перестает попадать в ментальные ловушки.

Что это дает руководителю:

  • Более качественные решения при недостатке информации.
  • Снижение стратегических рисков.
  • Умение действовать быстрее и увереннее.

9. Навык проведения совещаний

Эффективное проведение совещаний позволяет руководителям не тратить время впустую и реализовывать принятые решения.

Что важно освоить:

  • Структуру и регламент встреч — порядок всегда экономит время.
  • Методы группового обсуждения — мозговой штурм, модерация, фасилитация.
  • Техники вовлеченности — опросы, ротация модераторов, интерактивные приемы.

Что это дает руководителю:

  • Экономию времени.
  • Повышение продуктивности встреч.
  • Четкие договоренности и результативность обсуждений.

10. Навык коммуникации

Коммуникативный навык руководителя включает умение излагать идеи, аргументировать, убеждать и влиять на поведение сотрудников.

Что важно освоить:

  • Активное слушание — техника для понимания «болей» сотрудников.
  • Методы аргументации — логические, эмоциональные,
  • Работа с сопротивлениями — позволяет работать с возражениями сотрудников или коллег.

Что это дает руководителю:

  • Более доверительные отношения с командой.
  • Снижение конфликтов.
  • Умение донести даже сложные идеи просто.

11. Навык управления трудными ситуациями

Работа с конфликтами, токсичными людьми и увольнениями требует особых навыков и эмоциональной зрелости.

Что важно освоить:

  • Методы разрешения конфликтов — переговоры, медиативные техники.
  • Трудные переговоры — стратегии переговоров различного уровня.
  • Профилактику напряжений — чтобы до кризиса не доходило.

Что это дает руководителю:

  • Поддержание здоровой атмосферы.
  • Быстрое восстановление после кризисов.
  • Снижение текучести и демотивации.

Секретный навык руководителя

Есть еще один элемент, который редко включают в официальные списки, но он во многом определяет успех. Это навык обучения и самообучения.

Что важно освоить:

  • Постоянное развитие собственных компетенций.
  • Изучение новых технологий и управленческих практик.
  • Умение вырываться из текучки ради собственного роста.

Что это дает руководителю:

  • Постоянный апгрейд знаний и навыков.
  • Адаптацию к изменениям в бизнес-среде.
  • Личный пример для команды: руководитель учится сам и ведет за собой.

Заключение

Управление — это не должность, а умение влиять на людей и процессы. Развивая ключевые навыки — от планирования и делегирования до мотивации и управления трудными ситуациями — руководитель меняет культуру команды 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
7 октября 2019
Регион
г. Санкт-Петербург
ОГРНИП
319784700322081
ИНН
781075366117
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия