Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Как использовать отзывы в маркетинговой стратегии любого бизнеса

Вам отзывы пишут? Пишут. И что с ними делаете? Собираю. Такой диалог практически на каждой консультации. Разбираемся, как использовать отзывы в маркетинге
Как использовать отзывы в маркетинговой стратегии любого бизнеса
Источник изображения: Ирина Гордыкина
Ирина Гордыкина
Ирина Гордыкина
Консультант по репутационному маркетингу юридической компании ЕВЧАТОВ И ПАРТНЕРЫ

Аудит и сопровождение компаний по укреплению репутации бренда. Личный маркетинг основателей бизнеса. Автор деловых игр в маркетинге

Подробнее про эксперта

Основной задачей маркетинга было и остается привлечение внимания к достоинствам и возможностям продукта или услуги. Кардинально поменялся подход к этой задаче. Бизнес научился контролировать эффективность и искать менее затратные направления маркетинга.

Отзывы и обратная связь от клиентов — самый выгодный и недооцененный инструмент репутационного маркетинга в частности и всей маркетинговой стратегии, особенно в малом бизнесе.

Скажу сразу, речь идет о реальных отзывах. Наблюдаю за дискуссией среди маркетологов о пользе накрутки отзывов и пришла к интересному выводу. Чаще всего это не забота о бизнесе заказчика или работодателя, это удовлетворение амбиций самого маркетолога.

Так как же использовать собранные отзывы?

Начало любой стратегии — это аналитика. Сколько отзывов получено всего из разных источников, на сайте, на картах, в мессенджерах, устно рассказаны администратору? Мало кто ответит.

Приведу пример. Салон красоты, куда я хожу, после каждого посещения присылает в мессенджер ссылку и просьбу оставить отзыв. Когда я уже пришла домой, эмоции улеглись, текущие дела навалились, в лучшем случае я поставлю оценку, пройдя по ссылке. Все, что хотела сказать, уже рассказала администратору.

Кстати, внимание и забота администраторов тоже одна из причин, почему я люблю этот салон.

Как лучше? Присылать ссылку одновременно с подтверждением записи. Пока я сижу в кресле у любимого мастера, могу пройти по ссылке и написать отзыв, или после процедуры администратор напомнит и я тут же напишу.

Аналитика отзывов покажет, какие услуги больше нравятся клиентам, у каких специалистов, услуг, продуктов отрицательные отзывы и почему. Важно для бизнеса понимать, где системная ошибка, а где разовый случай.  

Интересный случай рассказал продавец в сетевом кондитерском магазине. Я покупала пирожные и сказала, что не видела их раньше. Оказывается, пирожные уже были в ассортименте, но их  сняли с производства. Покупатели настолько часто их спрашивали и писали в отзывах, что пришлось вернуть. Хороший пример силы обратной связи.

Второе неочевидное достоинство отзывов — создание истории бренда. Фото до и после для стилиста, распаковки товаров и фото в интерьере покупателя для производителя фиксируют вашу историю. Меняется мода, стили, уровень бизнеса. Отзывы покажут, с чего все начиналось, самые яркие моменты и самые крупные провалы.

История бренда повышает репутацию, доверие, использование отзывов в ней убирает барьеры, ту же пресловутую баннерную слепоту.

Любой отзыв легко становится инфоповодом, отзыв с историей становится легендой.

Есть в маркетинге правило использования того, что написал клиент: короткий текст — это отзыв, длинный текст — это кейс. За каждым отзывом стоит история, которую можно дописать сами. Не переписывать отзыв, а рассказать, что было до, как стало после, какие изменения произошли благодаря мнению клиента. Люди замечают то, что не видно со стороны бизнеса. Вспомните историю с пирожными.

В работе с отзывами хорошо прокачивается личный маркетинг основателя или SEO компании. Отвечать на отзывы обязательно. Это аксиома. Отвечать может простой менеджер или человек, принимающий решения в компании. В этом очень большая разница, в первую очередь для понимания общей картины и мнения клиентов. Читать отзывы и отвечать на них полезно, это оперативная информация для принятия решений.

Если возникло возражение, что в крупном бизнесе отвечать основателю на каждый отзыв нереально, соглашусь отчасти.

Во-первых, можно получать и изучать не сами отзывы, а аналитику по ним, в том числе по качеству ответов.

Во-вторых, у крупного бизнеса часто отзывы остаются без ответов по банальной причине. В организационной структуре не предусмотрен менеджер по работе с отзывами и эта работа не включена в должностные обязанности других специалистов. Вопрос решится быстро, если на него обратят внимание.

Пора перестать реагировать на отзывы только по двум критериям: они есть или нет, положительные или отрицательные. За каждым отзывом стоит бизнес-процесс и человек, отзыв это сигнал, который требует внимания.

Тема работы с отзывами настолько обширна, что трудно уместить все аспекты в одной статье. Ее задача — обратить внимание бизнеса на неиспользованные ресурсы, которые не требуют вложений и могут принести большую пользу при правильном применении.         

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
10 сентября 2021
Регион
г. Москва
ОГРНИП
321774600534499
ИНН
543311638231

Контакты

Адрес121096, Россия, г. Москва, ул. Олеко Дундича, д. 7, оф. 328 125375, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 16, стр. 1 (БЦ "Галерея Актер")
Телефон+74991429525

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия