Надо ли делать из профессоров предпринимателей
Профессорско-преподавательский состав — одно из главных звеньев развития университетского техпреда. Вовлечь их в создание стартапов — важнейшая задача ПлатформыЭксперт Проектного офиса Платформы университетского технологического предпринимательства
Насколько в целом, по вашей оценке, в России приживается тренд на университетское технологическое предпринимательство? Какую роль оно играет в создании технологического суверенитета?
За последние годы мы проделали огромный путь в этом направлении. К развитию техпреда с одной стороны нас активно подталкивает сама жизнь и необходимость двигаться в сторону технологического суверенитета, с другой — дополнительный импульс дают институты развития. Одним из них стала Платформа университетского технологического предпринимательства. Здесь мы не просто ориентируемся на серийный запуск стартапов, но — и это, на мой взгляд, ключевой момент — также стимулируем появление профессионалов, которые могут быстро сделать продукт для рынка в условиях импортозамещения.
У студентов, которые сегодня через инструменты Платформы получают и развивают компетенции в технологическом предпринимательстве, отношения с конечным продуктом будут существенно проще, чем у их предшественников. Они учатся работать в продуктовой логике, ориентироваться на рынок, используют научный подход к управлению стартапами, итеративный подход к циклу разработки.
Какова роль в этом движении преподавателей и научных руководителей?
К сожалению, большинство преподавателей и руководителей исследовательских подразделений не имели опыта работы или обучения в такой логике, а привыкли ориентироваться на гранты и заказы от индустрии. Многие не понимают, зачем студентам стартапы.
В мероприятиях Платформы профессорско-преподавательский состав оказывается вовлеченным в деятельность техпреда. Студенты приходят к преподавателям и говорят: мы хотим делать стартап как диплом, мы хотим сейчас заниматься любимым делом, мы хотим делать реальный, годный для рынка продукт. И здесь так или иначе все участники сложившейся системы начинают задумываться. Например, если студент берет проекты или идеи для реализации бизнес гипотез со своей кафедры, резонно, что кафедра в ответ задает закономерный вопрос: а в чем наш интерес?
Получается, что профессорско-преподавательский состав не видит своей выгоды от участия в стартапах?
Они смотрят на это иначе. Многие из этих людей старше 40 лет не знакомы с деятельностью техпреда. Если они не работали в бизнесе, а трудятся в вузе, у них жизнь — это, как правило, размеренный, спланированный поток. Научная, преподавательская деятельность — безусловно важная и основополагающая деятельность. И сейчас я бы не формулировал задачу так: всех профессоров мы делаем технологическими предпринимателями.
Задача этого этапа — показать, раскрыть перед ними деятельность техпреда. Вовлечение — это как раз процесс прохождения точки невозврата. Если человек прошел этот этап, он будет заниматься деятельностью порой вопреки — в гараже, дома на кухонном столе, оставаясь во внерабочее время у себя в лаборатории, менять образ мышления, осваивать проектный подход к реализации. Сейчас мы видим, что этим вопросам надо уделять особое внимание.
Конечно, важна позиция лидера — ректора. Как он формулирует задачи по вовлечению в техпред данной категории сотрудников вуза.
Значит, обучать техпреду нужно не только студентов, но и их преподавателей?
С момента запуска Платформы все усилия в основном развернуты в сторону работы со студентом. Работе с преподавателями, с инженерами, с учеными уделяется недостаточно внимания. А ведь именно от них зависит доступ к знанию, необходимому технологическому стартапу.
Мотивация в стартапе — важный вопрос, и я считаю, если будет сформулирована годная бизнес-гипотеза для стартапа, подобрана кандидатная технология для его реализации — вопрос управления интеллектуальной собственностью перейдет в разряд из стратегического в операционный.
Если мы сейчас не сделаем стыковку преподавателя и студента в обучении предпринимательству и коммерциализации, то они либо разбегутся, либо начнут воевать друг с другом. И это никому не пойдет на пользу.
Посмотрите, идет реализация важных для нашей страны проектов: создание передовых инженерных школ (ПИШ) — проект направлен на достижение технологического суверенитета путем подготовки высококвалифицированных инженеров нового поколения, «Приоритет 2030» — государственная программа поддержки университетов, наша Платформа — у нас у всех стратегические, верхнеуровневые задачи — схожие. Значит, и подходы к управлению, к организации деятельности в вузе должны быть комплементарными.
Еще раз повторюсь, если команда делает востребованный продукт или сервис с понятным рынком, вопрос мотивации (что я получу?) — операционный, он может решаться внутри стартапа. И мы видим, как в перспективных стартапах он решается.
Что нужно сделать, чтобы уже сейчас начать менять ситуацию с мотивацию преподавателей? Как сделать эту «стыковку» в обучении предпринимательству и коммерциализации студентов и профессоров?
Это достигается только последовательной планомерной системной работой в области образования и просветительства.
Технологическое предпринимательство — это деятельность, которой можно научить. Отсутствие удачи, «предпринимательского гена», навыков визионера — что только я не слышал, когда разговаривал с коллегами внутри вуза, когда они объясняли мне, почему заниматься технологическими предпринимательством могут не все! Поверьте могут. Надо только дать себе шанс и прийти на Платформу.
Пример первого шага — прохождение тренинга предпринимательских компетенций. Преподавателям, научным сотрудникам, руководителям научных лабораторий точно надо его сделать. Выбрать понравившейся тренинг и зарегистрироваться на него. В течение восьми часов самодиагностики в рамках тренинга предпринимательских компетенций участнику станет понятна деятельность технологического предпринимателя, он поймет основы языка, на котором можно общаться внутри этой деятельности. И после этого, когда к нему придет студент, который выиграл грант «Студенческий стартап», со своими задачами, они будут говорить на одном языке, станет понятен образ результата для всех сторон общения.
Мы продолжаем проводить просветительскую работу, разрабатывать разные способы вовлечения ППС в техпред. Выстраивать с ними взаимодействие вдолгую. И нужно быть готовым, что результаты этих усилий будут видны не сразу, а также, что многие будут воспринимать наши усилия в штыки. Но это не повод отказываться от этой работы, наоборот. Это нужно воспринимать, как вызов, с которым нам предстоит работать, и уделять максимум внимания этому направлению.
Меняет ли ситуацию то, что преподавать в вузы все чаще приходят люди из индустрий, с производств и бизнеса?
Да, меняет. Хотелось бы, чтобы вуз стал тем местом, где серийно запускаются технологические проекты, ведь все для этого есть: научное знание, оборудование, кровь проектов — студенты. Университет должен давать студенту возможность за время обучения попробовать себя в разных ролях, включая инженера, ученого и предпринимателя. А что ему ближе — человек решает уже сам. Люди из бизнеса в университете безусловно этому способствуют.
Почему двигаться в проектной логике может быть выгодно самим вузам? Что им это даст?
На этот вопрос многие вузы уже сами ответили и сейчас занимаются корректировкой своих стратегий, подходов к деятельности. Конечно, это важно и не просто, ведь университет в разные времена должен и отвечать запросам реального мира, и сохранять свою важную базовую роль — оставаться пространством для мысли, воспитывающим самостоятельное, критическое суждение по отношению к социальной действительности.
Одно из позитивных следствий проектного подхода — повышение эффективности подразделений, которые занимаются НИОКРом: проектная логика способствует грамотному использованию ресурсов, повышает качество и мотивацию работы.
Также меняются университетские кадры и подходы к образованию. Бизнесу невозможно научить, просто читая лекции, образование становится более практико-ориентированным. Преподаватель вынужден становиться в позицию трекера или бизнес-ментора. Это очень ценная компетенция, которая отражается и на жизни того, кто ее освоил, и на качестве образования. И, кстати, встраивание в учебный процесс практико-ориентированных мероприятий Платформы остается важной для нас задачей.
Третий момент — внутри вуза нарабатывается умение продать свои разработки. Они могут не только работать под НИОКР, но и более свободно и креативно подходить к решению практических задач индустрий. И это меняет среду, заставляет профессоров и научных работников переводить себя на понятный и доступный бизнесу язык. Это непростой вызов, но, согласитесь, довольно интересный.
И это не просто развилка, где перед нами стоит выбор пути, это неизбежность. Вопрос в том, насколько быстро наша система образования и логика преподавателей начнет перестраиваться — скорость здесь имеет решающее значение и для нашей конкурентоспособности на мировых рынках, и для становления технологического суверенитета.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты