Спасти памятники сирийской Пальмиры планируют за три года
Масштабные работы по реставрации Триумфальной арки в Пальмире могут продлиться около трех лет, рассказали специалисты на открытии выставки в ПетербургеМасштабные работы по реставрации Триумфальной арки в Пальмире могут продлиться около трех лет, на днях в Сирию отправляется новая экспедиция, рассказала на открытии выставки «Две Пальмиры: связь поколений, связь народов, связь времен» в творческой котельной Левашовского хлебозавода руководитель проекта, директор Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьева.
Выставка проходит при поддержке городского правительства и губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Ее подготовили специалисты Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) совместно с Группой RBI.
Экспозиция знакомит с обликом древнего города — очага уникальной цивилизации в Сирийской пустыне, представляет современное состояние ее памятников, а также прослеживает их художественную перекличку с известными петербургскими достопримечательностями — аркой Главного штаба, архитектурным ансамблем улицы Зодчего Росси, Университетской набережной. Здесь же можно узнать о кропотливой работе петербургских археологов в сирийской Пальмире и реставрации знаменитой Триумфальной арки, которую россияне знают по обложке учебника истории Древнего мира за 5 класс.
«С древней Пальмирой Петербург связывает не только его поэтическое название — Северная Пальмира. Наш город хотели уничтожить во время блокады, а сирийская Пальмира подверглась варварскому разрушению в наши дни. Реставрация Триумфальной арки — один из наиболее знаковых и амбициозных проектов, это огромный вклад нашей страны в сохранение мирового наследия. И во главе этого проекта стоят петербуржцы. Достигнутые результаты подтверждают и укрепляют заслуженную славу ленинградской-петербургской реставрационной школы. На выставке можно увидеть все этапы восстановления одного из главных символов античного мира», — подчеркнул губернатор Александр Беглов.
«Цель выставки — еще раз обратить внимание горожан, что культурное наследие, если оно утрачено, уже невосполнимо. Если заканчивается нефть или газ, можно найти новое месторождение. С культурным наследием все гораздо сложнее. В августе группа петербургских специалистов вновь улетает в Сирию — продолжать работы по реставрации арки. Надеюсь, что нам удастся приступить непосредственно к реставрации до конца этого года и мы проведем ее за три года», — рассказала Наталья Соловьева.
«Это не просто красивая насыщенная выставка в памятном для города пространстве — Левашовском хлебозаводе, а прекрасный рассказ о наших археологах и архитекторах, которые занимаются проектом реставрации Триумфальной арки в Пальмире. Это важнейший процесс, объединяющий новейшие технологии в реставрации и реконструкции, способный стать образцом для всех. Это огромный вклад российской науки в мировую культуру», — подчеркнул генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Всемирного клуба петербуржцев Михаил Пиотровский.
«Мы бросаем некий мостик между двумя Пальмирами, городами, метафорически связанными. Крайне ценно то, что наши петербургские специалисты, помогают в реставрации памятников международного уровня. RBI очень близка тема сохранения и воссоздания исторических объектов. Экспозиция, посвященная этой непростой теме, кажется весьма органичной в стенах Левашовского хлебозавода, который тоже был восстановлен нами из плачевного аварийного состояния», — рассказал президент RBI, генеральный партнер выставки Эдуард Тиктинский.
В экспозиции представлены ранее неопубликованные фотографии XIX века из Научного архива ИИМК РАН и напечатанные на 3D-принтере макеты храма Бэла и Триумфальной Арки. О сегодняшнем дне архитектурного комплекса и возрождении города после атаки боевиков расскажут фотографии процесса разминирования Пальмиры российскими специалистами в 2016 г., посетители выставки также смогут увидеть реальное оборудование, которое археологи-реставраторы использовали в своей работе (коптер «Геоскан», термограф, тахеометр), а также подробную цифровую модель древнего города, созданную в 2020 г. ИИМК РАН.
Прямо на площади перед Левашовским хлебозаводом гостей выставки встречает самый масштабный экспонат весом почти 7,5 тонн — копия капители угловой пилястры храма Бэла в натуральную величину, выполненная Группой компаний «Возрождение» по цифровой модели Архитектурной мастерской Максима Атаянца. Открытая лекция Максима Атаянца про архитектуру Пальмиры и ее связь с Санкт-Петербургом станет частью публичной программы к выставке.
Прогуляться по виртуальным улицам древней Пальмиры, увидеть прошлое и будущее памятника архитектуры мирового значения можно до 29 августа 2024 года.
Напомним, Пальмира — памятник культуры и истории, вобравший в себя красоту римской и восточной архитектуры. Легендарный сирийский «город пальм», создателем которого иногда считают царя Соломона, стал одним из первых объектов в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пережившая расцвет и упадок, заброшенная на много веков и вновь обретенная в результате археологических раскопок, Пальмира дошла до XXI века как ценнейший памятник цивилизации, но, к сожалению, в наши дни была буквально стерта с лица земли. После освобождения этой территории от боевиков в 2016 г. Институт истории материальной культуры Российской Академии наук (ИИМК РАН) начал создание 3D-модели современного состояния памятника, которая позволила зафиксировать преступления террористов и сохранить для науки информацию о том, что сохранилось. В 2020 году геоинформационная система, точно отражающая сегодняшнее состояние древнего города, и его цифровая модель были переданы российскими специалистами в дар правительству Сирии и ЮНЕСКО.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты