Бизнес-игра «Ценный путь»: как внедрить ценности в работу команды
Узнайте, как в компании «Петрович» с помощью настольной бизнес-игры «Ценный путь» удалось не просто озвучить ценности, но интегрировать их в повседневную работу
Задача:
Компания «Петрович» давно системно развивает корпоративную культуру: созданы ценности, подготовлены амбассадоры, проведены тренинги и выстроены HR-процессы для их поддержки. Следующим шагом стало создание практического инструмента, который позволил бы закрепить ценности в ежедневной работе сотрудников и сделать их применение более наглядным и вовлекающим.
Для этого нужно было:
- Разработать задания для игры на основе ценностей, специфики и кейсов компании.
- Проработать дизайн-решение для комплекта игры (поле, карточки, брошюры с правилами, руководство для ведущего, коробка).
- Провести демонстрационную игру для команды проекта со стороны заказчика.
- Внести правки в формулировки заданий.
- Изготовить 5 комплектов игры.
- Провести тренинг по передаче методики игры для внутренних тренеров.
- Передать заказчику все макеты для дальнейшего тиражирования и добавления заданий.
Причина:
Несмотря на реализованные проекты по развитию культуры, стояла задача повысить вовлеченность сотрудников в использование ценностей на практике. Ценности в «Петровиче» рассматриваются как рабочий инструмент и опора при принятии решений, в том числе неоднозначных. Для этого нужен был формат, который объединяет обучение, практику и командное взаимодействие, и делает ценности понятными каждому сотруднику.
Вводные о компании:
В Петровиче давно и много работают с корпоративной культурой. Реализован большой проект по проработке ценностей, формированию команды амбассадоров, созданию тренинга по управлению по ценностям, отстройке HR-процессов для поддержки корпоративной культуры, визуальному сопровождению внутренних коммуникаций.
Для компании ценности — это смыслы, которые помогают и направляют каждого в решении всех вопросов, зачастую самых неоднозначных.
Ценности компании:
- Развитие — будь на шаг впереди
- Человек в приоритете — будь другом
- Преодоление — будь готов
Для компании особенно важно, чтобы:
- Каждый, кто становится частью команды компании, узнал о значимости ценностей в повседневной жизни;
- Сотрудник, который работает в компании уже давно, мог глубже погрузиться в культурный код и разобрать непростые рабочие ситуации с коллегами, чтобы понять, как правильно поступать с точки зрения ценностей;
- Руководитель мог «прокачать» свои навыки управления по ценностям.
Для того, чтобы решить эти задачи, мы предложили компании «Петрович» разработать настольную игру как оптимальный формат, отвечающий специфике организации.
Аудитория проекта:
Игра была разработана для новичков как одно из мероприятий процесса адаптации. Задания также будут интересны опытным сотрудникам и руководителям как командообразующее и развивающее мероприятие.
Задачи проекта:
- Разработать задания для игры, основывающиеся на ценностях, специфике и кейсах компании
- Проработать дизайн-решение для комплекта игры (поле, карточки, брошюры с правилами для игроков, руководство по проведению для ведущего, коробка)
- Провести демонстрационную встречу-игру для участников команды проекта со стороны заказчика
- Внести правки в формулировки заданий
- Изготовить 5 комплектов игры
- Провести тренинг по передаче методики игры для внутренних тренеров
- Передать все макеты заказчику для дальнейшего тиражирования или добавления заданий.
Процесс работы и решения
Организация совместной работы
После обсуждения запроса компании, мы приступили к работе. Для этого мы создали общий текстовый файл, куда каждый из команды проекта вносил свои правки. Еженедельно мы проводили синхроны, чтобы подвести итоги и поставить цели на следующую неделю.
Для решения оперативных вопросов организовали общение в мессенджере. Таким образом проект стал абсолютно прозрачным: все участники видели прогресс и могли вносить свои предложения.
Разработка заданий
Мы разрабатываем задания вместе с заказчиком так, чтобы о каждом из них клиент сказал: «Да! Это про нас!». Чтобы лучше адаптировать задания под компанию и сделать процесс игры максимально полезным, мы добавили в игру реальные кейсы из практики компании, а также задания, закрывающие особую потребность, который озвучил заказчик, — обучение сотрудников проведению собраний.
Кроме того, мы адаптировали формулировки заданий под корпоративную культуру компании, сделав их проще. Например, tone of voice в компании предполагает обращение на «ты». Эту традицию мы сохранили и в игре.
Дизайн и упаковка смыслов
Эстетика — одна из ценностей TSQ, поэтому мы бережно относимся к визуальному оформлению игры.
При работе с ценностями важно подключать разные каналы восприятия, в том числе образное мышление.
Поэтому, для создания стойких ассоциаций у участников, каждая ценность имеет свое обозначение — текстуру. Эти текстуры мы использовали в оформлении карточек, фишек и поля.

Как устроена игра:
- При создании игры используется базовая механика, проработанная игротехниками
- Играют новички и опытные сотрудники
- Задания разной степени сложности
- Играть можно индивидуально или в командах (до 5–7 чел)
- Игра занимает 2,5–4 часа
- Играть можно неограниченное количество раз — каждое задание предполагает разбор личного опыта и уникальных рабочих ситуаций
Механика:
Игрок движется в центр поля, выполняя задания по каждой из ценностей. Побеждает тот, кто первым дойдет в центр поля всеми своими фишками, которые символизируют ценности.
Игроки могут самостоятельно выстраивать стратегию игры, выбирая задания. Во время своего хода игрок достает 3 карточки. Каждая карточка подразумевает собой задания либо на проявление одной ценности, либо — двух ценностей. Тип карточки можно определить по рубашке.
Задания также ранжируются по трем уровням сложности: простые задания могут подразумевать рассказ об опыте и наблюдениях.
Задания средней сложности подразумевают создание какого‑либо алгоритма поведения в рамах ценности.
Сложные задания — это кейсы, которые необходимо разобрать с точки зрения ценностного поведения.*
*Во время игры с сотрудниками на этапе адаптации из игры убираются сложные задания, потому что участники пока не знают всех нюансов производственных процессов.
Цель игры — дать участникам возможность поделиться своими мыслями по поводу ценностей и их восприятия
В процессе игры мы помогаем участникам разбирать инструменты, которые есть в корпоративной культуре компании и алгоритмы, которые помогают внедрять и практиковать ценностное поведение.
В результате проведения игры участники лучше знакомы с корпоративными ценностями, могут распознать в себе или в своих сотрудниках/коллегах поведение, которое не соответствует ценностям, и осознают выгоды от ценностного поведения.
Передача методики:
Перед финальным согласованием мы проводим демонстрационную встречу-игру для участников команды проекта со стороны заказчика. Это позволяет отметить шероховатости, отработать механику и внести доработки в формулировки.
На последнем этапе работы мы передаем настольную игру заказчику для самостоятельного использования. На последнем этапе работы мы передаем настольную игру заказчику для самостоятельного использования.
Для этого организуем специальную встречу: собираем команду внутренних тренеров-ведущих, объясняем им правила игры и даем рекомендации по ведению (как объяснять правила участникам, как управлять ходом игры, давать обратную связь на выполненные задания и присуждать баллы).
Мы передаем заказчику полный комплект материалов игры и объясняем, как можно адаптировать игру под будущие нужды компании.
После окончания нашей работы у заказчика есть возможность самостоятельно:
- Добавлять новые кейсы
- Менять ценностные индикаторы
- Добавлять задания, если нужно проработать с сотрудниками какую‑то определенную тему
- Допечатывать новые карточки и убирать ненужные
- Менять материал поля и пробовать новые носители (например, делать поле магнитным, чтобы размещать вертикально)
- Таким образом, игра продолжает жить и развиваться вместе с компанией, не переставая быть актуальной и интересной.
Ключевые цифры проекта:
5 человек из команды TSQ участвовали в реализации: методолог, проектный менеджер, корректор, 2 дизайнера
3 месяца заняла вся работа над проектом
Сотрудники знают корпоративные ценности и понимают их содержание
Могут различать поведение соответствующее и несоответствующее ценностям компании; знают, как использовать ценности в конкретных рабочих ситуациях.
В процессе игры участники разработали прикладные инструменты для дальнейшего развития корпоративной культуры в компании.
Сотрудники видят выгоду от ценностного поведения и могут связывать собственное поведение с результатами компании.
Заказчик получил полный комплект материалов для дальнейшего масштабирования этого инструмента без дополнительных затрат
Игровой набор + макеты для дополнительной печати в типографии
Источники изображений:
Личный архив компании
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Рубрики



