Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная VED-Online 5 декабря 2025

Как перейти из карго в белую без 10% переплаты поставщикам

Многие селлеры, переходя с карго на белый импорт, сталкиваются с одной проблемой: несколько категорий, поставщиков, у каждого свои условия. В статье —инструкция
Как перейти из карго в белую без 10% переплаты поставщикам
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью ChatGPT
Маргарита Хозуева
Маргарита Хозуева
Основатель компании VED-Online

Эксперт в сфере ВЭД с 2011 года с 52 странами.(Китай, Иран, Турция и др.), основатель компании VED-Online (удаленные отделы ВЭД для бизнеса)

Подробнее про эксперта

Многие селлеры, переходя с карго на белый импорт, сталкиваются с одной проблемой: несколько категорий, разные поставщики, у каждого свои условия. Как это собрать в систему и не потерять маржу?

Обычно им продают следующий вариант: оформить все на торговый дом и привезти под контракт брокера. Но это не система, а временное решение.

Проблема временного решения

Когда вы соглашаетесь на импорт такого формата, как правило происходит следующее:

  • между вами и фабрикой выстраивается цепочка посредников: торговый дом/экспортер, платежный агент, брокер, иногда помощник по сертификатам;
  • каждый добавляет свою комиссию, наценку, премию за сложность;
  • в итоге себестоимость вырастает и:
  • вы либо работаете почти без прибыли,
  • либо поднимаете цену и вылетаете из конкуренции.

Добавьте комиссию посредников и игнорирование вашей бизнес-модели.

Что делать при самостоятельном переходе на белый импорт

1. Посчитать белую поставку

Первое, что мы делаем с клиентами, считаем стоимость белой поставки относительно карго. В расчет попадает:

  • логистика и таможенные платежи;
  • оформление документов и сертификация;
  • импортный НДС на границе;
  • структура расходов по всей цепочке: Китай → граница → склад в РФ.

Задача: понять, где можно оптимизироваться, а где — нет.

2. Проверить налоговый режим

Вместе с бухгалтером:

  • оцените планируемые объемы по кварталам;
  • посчитайте, сколько НДС вы будете платить при ввозе;
  • какой НДС будете начислять при продаже;
  • как это соотносится с вашей текущей системой налогообложения.

На УСН многие привыкли возить в серую. Но при белом импорте зачастую ОСНО или доходы-расходы выгоднее, если нормально выстроить работу с расходами и входящим НДС. 

3. Проверить поставщиков

Например, «VED-Online» запрашивает у каждого поставщика:

  • экспортную лицензию;
  • банковские счета, проверяем в каких они банках, принимает ли этот банк платежи из РФ;
  • готов ли поставщик официально экспортировать (и понимает ли он, как это делать).

И отсюда строится стратегия.

Кейс для примера:

 Имеется:

  • селлер с категорией «товары для дома», возил карго, хочет перейти в белую;
  • 3 категории товара;
  • 5 поставщиков;
  • коды ТН ВЭД без санкций, разрешительная документация — ДС 1Д, ДС 3Д.
  • объем закупки: 7 млн ₽, 80 кубов, 15 тонн;
  • у 5 поставщиков закупка примерно 3 раза в месяц, у остальных, раз в 1–2 месяца.

Накладываем универсальный костыль, который есть в рынке:

  • +3–7% минимум комиссии торгового дома,
  • +комиссия платежного агента,
  • +закопанные в процессе нюансы с китайским НДС, если связку поставщик–торговый дом не проработали заранее.

Имеем +10%-20% к себестоимости только на посредниках.

Решение:

Шаг 1. Запросите экспортную лицензию у каждого поставщика.

    Сценарии:

  1. У части поставщиков есть экспортная лицензия и международные счета в долларах/юанях.
  2. У кого-то есть лицензия и счет в ВТБ Шанхай — для санкционных товаров это очень удобная связка.
  3. У кого-то нет лицензии, но он готов ее получить и открыть нормальные счета, потому что вы для него важный клиент.
  4. Кто-то готов сделать лицензию, но может открыть счет только в банке, который не принимает платежи из РФ.
  5. И есть те, у кого нет ничего и они не хотят ничего делать, потому что у них лапки.

Важно: если вы до этого платили налом, Alipay, WeChat Pay, ваш поставщик жил в серой зоне по налогам. При обелении у него появятся новые расходы, и цена будет меняться.

Поэтому всегда:

  • запрашивайте цену при официальном экспорте,
  • объясните, как будет выглядеть экспортная декларация и налоги,
  • и потом принимайте решение по схеме работы.

Шаг 2. Банковские реквизиты и цепочка платежей

Запросите у поставщиков банковские реквизиты и посмотрите, какие варианты оплат вам доступны.

По выгоде для вас (от лучшего к худшему):

1. Прямой платеж поставщику. Если на ваш код ТН ВЭД не распространяются санкции — это обычно самый дешевый и прозрачный вариант.

2. Оплата через ВТБ Шанхай (в декабре 2025 комиссия ВТБ за перевод составляет 1,99%)Отличный вариант для любых товаров:

  • удобно закрывать валютный контроль,
  • можно выстроить стабильную цепочку оплат.

3. Платеж через агента
На порядок сложнее, но иногда единственный реальный вариант. Важно понимать тарифы и не превращать агента в еще один пылесос маржи. В декабре 2025 года мы платим по ставке до 2% от платежа.

4. Торговый дом как экспортер по умолчанию
Это уже самый эффективный инструмент в любом сложном случае. 1,5% комиссии, закрытие экспорта и возмещение НДС в Китае.

Шаг 3. Объем и логика

     Отталкиваясь от информации об экспортной лицензии:

  • увеличиваем объемы и снижаем частоту закупки у тех, кто имеет лицензию и нормальные банки;
  • Спрашиваем у них, могут ли они экспортировать товары тех, у кого лапки. Обычно за небольшой процент они готовы это делать.
  • Грузим под их контракт на условиях FOB/CFR/EXW/FCA в зависимости от схемы и банка.
  • Для тех, кто готов получать лицензию, помогаем им ее оформить и настроить экспорт так, чтобы не всплыл китайский НДС.

С теми, кто не хочет ничего менять, грузим через третью компанию-торговый дом.

Шаг 4. Пробная поставка

Переход необязательно делать сразу по всем категориям и всем поставщикам.

Чаще всего мы часть объема оставляем в карго и параллельно запускаем 1–2 тестовые белые поставки:

  • либо по одной категории товара,
  • либо от одного поставщика, с которым проще всего.

Белая логистика требует больше времени: документы, сертификация, растаможка. Если переводить все в белую при среднем планировании, можно либо остаться без товара, либо уйти в кассовый разрыв и потерять позиции.

Шаг 5. Разрешительная документация:

Частая ошибка: сертифицировать только то, что идет в ближайшей партии.

Я бы рекомендовала посмотреть:

  • какие линейки и составы вы собираетесь запускать в течение года,
  • какая у вас торговая марка, как вы хотите ее развивать,
  • что можно объединить в одну разрешительную конструкцию, а не платить за каждый артикул.

Отдельно обращу внимание на:

  • необходимость официальной маркировки (Честный знак + требования ЕАЭС);
  • корректность этикеток и упаковки под белый ввоз;
  • сроки и реалистичность получения документов (в сложных категориях: детские товары, косметика, техника)

Шаг 6. Полный переход на белый импорт

Когда вы протестировали схемы с несколькими поставщиками, отработали логистику и документы, пересобрали налоговую модель, можно переходить на полностью белый импорт.

Что меняется при переходе?

1. Уходит страх по неожиданной проверке, сложностям с честным знаком, запросам от маркетплейсов по ГТД/сертификатам, и блокировке счета по 115-ФЗ.

2. Вы четко видите себестоимость и рассчитываете маржу на точных цифрах.

3. Появляется возможность масштабироваться:

  • идти в опт,
  • привлекать инвестиции и кредиты,
  • получать индивидуальные условия от маркетплейсов,
  • юридически защищать свою торговую марку.

Как правило, клиенты, которые с нами переходили на белые поставки, обратно в карго не уходят. Карго удобно, пока вы маленькие и не особо заметные. Но если вы думаете расширяться — выбор очевиден.

А если я выбираю карго?

Сейчас мы видим, что государство плотно взялось за карго, обсуждали в этой статье, поэтому перспективы следующие:

  • блокировки личного кабинета ЧЗ;
  • проблемы с поставками карго;
  • штрафы до 200% и конфискация товара при отсутствии легальной таможни и сертификатов;
  • массовые рейды (типа проверки на «Горбушке» в этом году);
  • блокировки расчетных счетов по 115-ФЗ;
  • снятие карточек с продаж при запросе документов маркетплейсом.

 В свою очередь, я предлагаю:

  • сначала произвести расчет белой поставки и сравнить с карго;
  • разобрать ваших поставщиков;
  • составить стратегию по разрешительной документации;
  • выстроить оптимальную связку оплат;
  • составить план перехода по этапам: от пробной белой партии до полного выхода в белый импорт.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Эксперт ВЭД с 2011 годаПривезли товаров более чем на 1 млрд. рублей в 2025 году
Компания VED-OnlineЛауреат национальной премии «Страну меняют люди»
Удаленные отделы ВЭД для бизнесаПервые и единственные в России

Профиль

Дата регистрации
9 августа 2023
Регион
Ростовская область
ОГРНИП
323619600168335
ИНН
616116215305

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия