Новые правила игры на рынке МФО: вызовы и возможности
Удастся ли МФО адаптироваться к более жестким условиям и сохранить свою роль на финансовом рынке ― рассказал Евгений ТитаевКандидат экономических наук. Эксперт в области стратегического менеджмента, финансово-экономического управления холдинговых структур. Опыт работы топ-менеджером более 25 лет.
Центральный Банк планирует поэтапное ужесточение правил для микрофинансовых организаций в ближайшие годы. Участники рынка внимательно следят за изменениями, пытаясь перестроить свою деятельность под новые реалии.
Предложения Центрального Банка по реформированию рынка микрофинансовых организаций (МФО) нельзя однозначно оценивать как «белое» или «черное» ― необходимо рассматривать решение регулятора в комплексе.
Несмотря на то, что ЦБ признает микрофинансирование значимой частью финансовой системы страны, в обществе эта отрасль до сих пор ассоциируется с чем-то полулегальным. Несмотря на важность микрофинансового рынка и для страны, и для людей, эта сфера остается одной из самых регулируемых, находящихся под пристальным вниманием закона. Этот аспект, с одной стороны, не дает возможности для развития недобросовестных практик и нарушения прав должников, с другой стороны, накладывает множество ограничений на ведение легального бизнеса.
На мой взгляд, резкое ужесточение требований к МФО может привести к тому, что рынок попросту не будет готов к таким изменениям. Это чревато уходом части игроков с рынка или в нелегальный сектор, что будет способствовать расцвету теневой, серой зоны бизнеса и противоречит целям регулятора по повышению прозрачности рынка.
Во всем нужно искать баланс. Принимая подобные решения, нужно учитывать политические, экономические и рыночные факторы в комплексе. Это поможет избежать негативных последствий доступности, а скорее, недоступности финансовых услуг для большинства граждан, которым отказывают в банках. А это очень высокий процент населения.
Первые глобальные изменения произойдут у С 1 июля 2025 года, когда максимальная сумма переплат, которую МФО сможет начислять заемщику, не будет превышать 100% от тела долга. Сейчас этот показатель составляет 130%.
Кроме того, будет введен период «охлаждения» между займами для одного клиента, а также начнет действовать ограничение «один заем в одни руки». Все эти изменения планируется реализовать в течение 3 лет.
На фоне этих регуляторных новаций мы наблюдаем рост стоимости банковских кредитов. Ключевая ставка ЦБ на уровне 21%, а с 20.12.2024, очевидно, 23-25%, уже сейчас практически сравнивает стоимость микрозаймов с традиционными банковскими продуктами.
Не исключаю дальнейшего ужесточения монетарной политики. Целевой показатель по инфляции теперь установлен на уровне 4-4,5% к 2026 году. Центральный Банк намерен использовать ключевую ставку как основной инструмент борьбы с инфляцией. Однако повышение ставки может оказаться не совсем эффективным.
Таким образом, предстоящие изменения на рынке микрофинансирования, а также активная политика ЦБ по сдерживанию инфляции создадут серьезные вызовы для участников рынка МФО. Нам всем придется адаптироваться к новым более жестким условиям ведения бизнеса.
Еще одно изменение, которое ждет отрасль ― разделение МФО на три категории: компании предпринимательского, целевого финансирования и классические МФО.
Цель данного деления ― упорядочивание рынка и выделение различных ниш для игроков. Если это деление носит искусственный характер, то реальный рынок будет развиваться в сторону целевых продуктов либо классических «займов до зарплаты». Важно понимать, какой портрет будет у клиента и какие цели он будет преследовать ― предпринимательские или потребительские.
Деление МФО приводит к сближению их с банками, которые также работают в сегменте кредитования физических лиц. Компании, ориентированные на предпринимательское кредитование, будут конкурировать с банками за клиента. Здесь важно понять, какие выгоды они смогут предложить, чтобы занять свою нишу.
За счет деления регулятор стремится упорядочить рынок, повысить контроль и убрать ненадежных игроков. Это, в свою очередь, создаст преимущество для крупных МФО, которые смогут занять освободившиеся ниши клиентов мелких компаний. С другой стороны, разделение МФО на категории ― угроза для небольших игроков.
Мы внимательно следим за предстоящими регулятивными изменениями, инициированными Центральным банком, и уже перестраиваем некоторые бизнес-процессы с учетом ожидаемых нововведений. Формируя бюджеты и планы развития, мы в обязательном порядке закладываем эти факторы. Разработка новых продуктов, которые мы собираемся вывести на рынок, также ведется с оглядкой на предстоящие регулятивные меры.
Ключевые задачи для нас сейчас ― понять, как выстраивать взаимодействие с клиентами в новых реалиях, какие продукты предлагать, где мы можем получить конкурентные преимущества и как компенсировать потенциальные негативные эффекты.
Гибкость и готовность к изменениям ― вот что сейчас особенно важно для нашего бизнеса. И мы оперативно перестраиваем свою модель, чтобы успешно работать в трансформирующихся рыночных условиях.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети