Как российские производители мебели заняли место западных брендов
Как отрасли удалось преодолеть кризисные времена и выйти на устойчивый рост, рассказал Александр Гринько, директор по стратегическому маркетингу МТК «Гранд»Опыт в digital и маркетинге более 20 лет. По образованию финансист. Начинал свою трудовую деятельность в сервисе «Бегун», после этого работал в издательстве «Семь дней». В МТК «Гранд» уже более 7 лет.
2022 год стал для мебельного рынка России годом серьезной проверки на прочность. Практически одновременно произошли два события: для отечественных производителей закрылись основные рынки экспорта мебели, а западные фабрики объявили о сворачивании бизнеса в России. В частности, закрылись четыре завода шведской компании IKEA, крупнейшего игрока на рынке, уход которой многими воспринимался как довольно ощутимая потеря.
Вопреки скептическим прогнозам, российский бизнес пережил уход зарубежных брендов, нарастил мощности и предоставил потребителям полноценную замену во всех основных сегментах продукции.
Как вырасти в «шторм»
Пост-санкционные месяцы показали, что мебельная индустрия не разваливается под давлением. За первое полугодие 2022 года, согласно данным Рослесинфорга, производство мебели в России в стоимостном выражении увеличилось на 13,8%, достигнув показателя в 153,1 млрд рублей. По словам главы Рослесинфорга, эти показатели показали способность отечественных производителей закрыть потребности покупателя, несмотря на уход зарубежных конкурентов и трудности с закупками комплектующих, фурнитуры и технологической оснасткой.
2023 год отечественная мебельная индустрия завершила рекордными показателями. По итогам года выпуск продукции вырос на 33%, составив 66,7 млн единиц. Общий объем рынка вырос на 25% и достиг исторического максимума в 496,8 млрд рублей.
В 2024 году индустрия продолжает наращивать позитивную динамику. Как заявил в рамках международной выставки «Мебель, фурнитура и обивочные материалы» глава Минпромторга РФ А. Алиханов, за три квартала текущего года производство мебели в России выросло на 9%. Кроме того, в стране открываются новые деревообрабатывающие предприятия, в том числе в нише фурнитуры.
Акцент на фурнитуру не случаен. Именно в этом аспекте импортозамещение происходило сложнее всего, поскольку в 2021-2022 гг. доля импортной продукции достигала 97%. Также все еще наблюдаются сложности с красками и некоторыми видами ламинации, однако плитными материалами российская индустрия обеспечивает себя в необходимом объеме.
В целом, производство готовой продукции в России обеспечивает рыночные потребности. По оценкам экспертов РБК, уровень импортозамещения, достигнутый в мебельной сфере — один из лучших на отечественном B2C рынке и среди сегментов товаров потребительского спроса.
Предпосылки к устойчивости
Хотя мебельное импортозамещение в России происходило в экстренных обстоятельствах, предпосылки для этого процесса складывались на протяжении последних десяти лет. «Золотое» время мебельного импорта закончилось еще в 2014 году. Это был последний период, когда доля импортной мебели в общем объеме продаж превысила российскую (52% на 48%). С тех пор процент западных производителей плавно, но неуклонно сокращался и на сегодня составляет всего около 25%.
В последнее время отрасль кардинально перестраивалась, наращивая собственные мощности, что и демонстрирует статистика. В 2021–м объем производства мебели в России увеличился по сравнению с докризисным 2019 годом в 1,5 раза, добравшись до отметки в 310 млрд рублей. В дальнейшем наращивание оборотов отечественными производителями продолжилось, и по итогам 2024 года мебельный рынок оценили в 509,1 млрд рублей в денежном выражении и в 73,7 млн единиц — в натуральном.
Примером производственного прогресса может служить развитие Первой мебельной фабрики, запустившей процесс модернизации еще в 2016 году. Вложив в данный проект 50 млн евро, предприятие полностью перенесло из Швейцарии в Петербург завод кухонной мебели Piatti. Закупили новейшие автоматические линии, позволяющие выпускать 50 тыс. кухонных гарнитуров в год при двухсменной работе.
За последние годы через технологическое переоснащение прошли большинство участников рынка. Только за 2023 год ведущие российские компании вложили в покупку оборудования порядка 400 млн рублей. Одни из лидеров рынка, саратовская мебельная фабрика «Мария» планирует в текущем 2025 году завершить масштабный проект модернизации на общую сумму 1,5 млрд рублей.
В результате такой перестройки качество российской мебельной продукции максимально приблизилось к европейским аналогам, а в чем-то уже и сравнялось с ними.
ИКЕА-замещение: трудности и достижения
В середине лета 2022 года началась финальная распродажа в магазинах IKEA и вызвала ажиотаж. За 20 лет работы на российском рынке компания IKEA сформировала значительный сегмент лояльных потребителей, заметно повлияв на запросы и предпочтения россиян в обустройстве домашнего интерьера. Не случайно, по информации АМДПР, три московских магазина IKEA по объему выручки стабильно входили в топ-5 по всему миру.
Привязанность российских покупателей к шведскому бренду подтверждали и социологические данные. Согласно опросу сервиса Anketolog, на начало 2023 года 60% покупателей сожалели об уходе шведского ритейлера с отечественного рынка. Абсолютное большинство опрошенных покупали в IKEA: 73% приобретали там товары хотя бы изредка, а 17% были постоянными покупателями.
Вместе с тем, тот же опрос показал, что российские производители могут предложить потребителям замену — так считали 79% респондентов. Среди конкретных брендов упоминали Hoff (29% опрошенных), «Шатура» (19%), Leroy Merlin (15%), «Аскона» и «Много мебели» (по 10%).
Процесс заполнения ниши, образовавшейся с уходом IKEA (по усредненным оценкам около 20% от общих продаж в 2021 году), происходил постепенно. Важный фактор — подрядчиками, которые создавали ассортимент IKEA, были российские компании. Например, стеллажи и полки делала фабрика «Ластра» (Нижегородская область), фасады для кухонь и каркасы для кроватей — «Ангстрем» (Воронеж), кожаные диваны — «Кожпроммебель» (Рязань), стулья — Runko Group (Ленинградская область), табуреты — Поволжский фанерно-мебельный комбинат (Татарстан), матрасы — «Аскона» (Владимирская область и Новосибирск). Всего порядка 20 фабрик. Многие из них стали продвигать производимую продукцию под собственным брендом.
В 2023 году возобновилась работа бывшего завода IKEA в Новгородской области — самой крупной производственной площадки, принадлежавшей компании IKEA в России. Запустили производство мебельных плит, предназначенных к продаже под брендом Extravert. В планах предприятия также выпуск мебельных комплектующих и корпусной мебели под отдельными брендами.
Кроме того, некоторые мебельные фабрики полностью или частично переориентировались на выпуск продукции в стилистике и ценовой категории IKEA. Благодаря IKEA в моду вошел «скандинавский стиль», соединяющий в себе бюджетность, функциональность, экологичность и минимализм. И до сих пор он остается востребованным у покупателей.
Как подчеркивается в исследованиях рынка, растущий спрос на скандинавский дизайн связан не с уходом IKEA с российского рынка, а с трендом на минималистичные интерьеры и универсальность подобной мебели. Теперь этот запрос можно полноценно удовлетворить благодаря отечественным производителям. Коллекции в скандинавском стиле можно найти как в ассортименте большинства крупных мебельных фабрик (Hoff, Lazurit, «Аскона», «Мария»), так и у нишевых производителей, специализирующихся именно на данном направлении.
Итоги
Сегодня отечественные компании полностью замещают уход лидера мебельной отрасли в России — IKEA, на которого приходилось свыше 20 % от всего рынка мебели. При этом уход шведского бренда дал новый импульс не только производству, но и сервису в российской мебельной индустрии. IKEA приучила потребителей к высоким стандартам клиентоориентированности: удобный сайт, где можно создать план помещения, легкий возврат товара, отзывчивая служба поддержки. Крупные российские ритейлеры были вынуждены подтягивать свое обслуживание к этой планке требований, что в итоге сыграло в плюс всему рынку, вышедшему на новый уровень.
Стоит отметить, что помимо бюджетного сегмента, который представляла IKEA, российские компании успешно закрывают потребности покупателей и в премиальном классе. Эта категория пользуется устойчивым спросом — в частности, Mr.Doors в 2023 году повысили продажи в премиальной линейке мебели на 27%. На растущий спрос рынок отвечает расширением ассортимента: например, премиальная зона мебельного комплекса «Гранд» насчитывает более 170 брендов.
И в 2025 году выбор мебели на отечественном рынке будет для потребителя максимально комфортным и вариативным. Таким образом, на текущий момент мебельная отрасль России благополучно завершила период импортозамещения и готова к новому этапу развития.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты