РБК Компании

Зачем стоматологам регистрировать товарный знак

Патентный поверенный «Brandside» рассказывает, в чем заключаются преимущества юридической регистрации бренда в стоматологии, и как это это сделать правильно
Зачем стоматологам регистрировать товарный знак
Источник изображения: Freepik.com
Ирина Михальченко
Ирина Михальченко
Патентный поверенный РФ

Эксперт в области защиты интеллектуальной собственности патентного бюро «Брендсайд»

Подробнее про эксперта

Не ошибусь, если скажу, что каждый житель нашей страны (и наверняка не один раз) гарантированно пользовался услугами стоматологов. Зачастую стоматологи работают в клиниках, успех которых напрямую зависит не только от качества оказываемых услуг, но и от уникальности и узнаваемости бренда.

Кроме того, регистрация товарного знака в принципе — это не просто юридическая формальность, а стратегический шаг, который обеспечивает дальнейшую защиту вашего бизнеса, имиджа и предприятия в целом.

Сегодня затронем важную тему об услугах стоматологии, а точнее рассмотрим вопрос — действительно ли так необходимо регистрировать товарный знак для ведения стоматологического бизнеса, или можно этого все-таки и не делать?

Опережая все остальные разделы текста, напомню, что с зарегистрированным брендом вы можете:

  • Выделить свою продукцию или услуги из общей массы других товаров и услуг;
  • Создавать имидж и репутацию компании;
  • Получать лицензионные платежи и другие вознаграждения за использование товарного знака;
  • Развить схему открытия стоматологических клиник по франшизе, что невозможно без наличия зарегистрированного товарного знака. Следовательно, можно в полном праве предоставлять такие франшизы третьим лицам и получать соответствующее денежное вознаграждение.
  • В любое время передать права на товарный знак другому лицу, если по той или иной причине вы уже не заинтересованы в ведении бизнеса;
  • Если знак зарегистрирован на физ.лицо, то дополнительным преимуществом является возможность передачи права на товарный знак по наследству.
  • Запрещать другим использовать сходное обозначение для услуг стоматологии и требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

Компенсация за нарушение прав на товарный знак составляет от 10 тыс.руб до 5 млн. руб.

А теперь давайте разберемся с основными понятиями. Что вообще такое товарный знак?

О том, что такое товарный знак

Товарный знак — это обозначение, которое позволяет различать товары и услуги одного производителя от товаров и услуг других производителей.

Так вот, стоматологической клинике (так же, как и многим другим видам бизнеса) выделиться на фоне других заведений помогает, прежде всего, название. То есть, ее товарный знак.

Ниже поговорим о том, какими могут (и не могут) быть товарные знаки.

Какими могут быть товарные знаки?

Товарным знаком могут быть любые обладающие различительной способностью слова, буквы, рисунки, изображения, слоганы и т.д. Главное, чтобы они были оригинальными и не слишком сильно походили (не совпадали) с уже зарегистрированными брендами.

Кто может быть владельцем товарного знака

По общим правилам правообладателем ТЗ может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо.

Но! Важно четко понимать, что регистрировать бренд необходимо на того, кто будет фактически оказывать услуги. То есть, если непосредственную деятельность ведет юр.лицо, то на это лицо и нужно регистрировать ТЗ.

А если ИП, то регистрируем товарный знак на ИП. Это позволит избежать многих проблем в дальнейшем при ведении бизнеса.

Если хотите избежать отказа в регистрации названия клиники, предварительно проверьте выбранное обозначение по базам Роспатента. Это позволит вам сэкономить не только время, но и деньги.

Как зарегистрировать название для стоматологической клиники: шаги

Сначала надо подготовиться к процессу регистрации. Выберите название для бренда и проверьте его на уникальность.

В чем вы должны убедиться по итогам проверки

  • Выбранный знак не является описательным и не вводит потребителя в заблуждение;
  • Нет тождественных и сходных знаков (или наоборот);
  • В перспективе не предвидится аннулирование товарного знака;
  • Возможно получить письма-согласие от экспертов, которые будут проверять ваш товарный знак.
  • При регистрации названия можно будет проанализировать текущую практику Роспатента.

Спойлер: анализ выбранного названия для бизнеса — задача не из простых.

Лучше доверить этот вопрос специалистам, которые смогут правильно оценить шансы на регистрацию вашего товарного знака и при необходимости дать необходимые рекомендации.

Если на данном этапе неверно проанализировать обозначение, то вероятность получения отказа в регистрации товарного знака возрастает в разы. 

Подбор классов МКТУ

Прежде чем проводить проверку, о которой я писала выше, важно подобрать необходимые классы МКТУ (Международной Классификации Товаров и Услуг). Без этого шага никак не обойтись.

МКТУ: как это работает

Если кратко, то все товары и услуги разделены на 45 классов МКТУ, из которых 34 класса — это товары, а 11 классов (с 35 по 45) — услуги.

Выбрать правильные категории регистрации вашего товарного знака — жизненно необходимо для защиты бизнеса. Именно классы МКТУ определяют объем прав будущего правообладателя товарного знака.

Важно не только не пропустить классы МКТУ, необходимые заявителю в моменте, но и учесть те категории товаров и услуг, которые могут производиться или оказываться в будущем.

Дело в том, что после подачи заявки на регистрацию, расширить заявленный перечень товаров или услуг уже нельзя, поэтому важно на начальном этапе правильно его сформировать.

Для стоматологических клиник наиболее распространенными являются следующие категории регистрации товаров и услуг:

  • Класс 44: охватывает деятельность стоматологических клиник, медицинские услуги — является основным классом в данном направлении.
  • Класс 10: включает производство стоматологических инструментов, медицинских изделий.
  • Класс 03: средства по уходу за зубами, такие как зубная паста, гели, порошки.
  • Класс 21: зубные щетки, зубочистки.
  •  Класс 05: материалы для пломбирования зубов, лечебные препараты.
  • Класс 35: продажа товаров не только своего изготовления, но и других производителей.

НО! Каждая отдельная стоматология и каждая отдельная бизнес-стратегия уникальны. Это значит, что и регистрировать товарный знак в каких-то конкретных классах МКТУ стоит только после тщательного анализа всех индивидуальных особенностей своего дела. В этом вам могут помочь разобраться опытные патентные поверенные и юристы.

Советы предпринимателям — кратко:

  • Убедитесь, что ТЗ легко читается, произносится и запоминается, чтобы он мог быть использован во всех средствах рекламы и соответствовать требованиям регистрации (не является описательным или ложным).
  • Подберите необходимые классы МКТУ для проверки и регистрации товарного знака.
  • Проведите предварительную проверку на наличие или отсутствие тождественных и сходных до степени смешения товарных знаков.

Если препятствий для регистрации не выявлено — можно подавать заявку в Роспатент.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.10.2021
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Рязанский, ул. Коновалова, д. 18, пом./ком./офис 3п/ 2/ 2а
ОГРН 1217700505967
ИНН / КПП 9721147550 772101001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 1/2, корп. 4
Телефон +78002220403

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия