Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная РосКо 15 июля 2025

Какие изменения принесет закон о защите должников при взыскании долгов

Обновились правила взаимодействия банков и коллекторов с должниками. Как закон защищает от мошенников и ночных звонков? Какие полномочия получили приставы
Какие изменения принесет закон о защите должников при взыскании долгов
Источник изображения: Istockphoto.com
Алена Яковлева
Алена Яковлева
Основатель и управляющий партнер ГК «РосКо»

Аттестованный аудитор, налоговый консультант, профессиональный участник рынка ценных бумаг, кандидат экономических наук. Опыт работы с сфере юридического и налогового консалтинга более 20 лет

Подробнее про эксперта

Законопроект (№ 366704-8), который депутаты Госдумы приняли в третьем чтении, вносит изменения в порядок внесудебного взыскания просроченной задолженности с физических лиц.

Основная цель — усилить контроль за действиями кредиторов и коллекторов, защитить права должников от злоупотреблений и сделать процесс взыскания более прозрачным и безопасным. Причина перемен — массовые жалобы граждан.

Что должно быть в уведомлении от взыскателя, чтобы не спутать его с мошенником

С 2023 года действуют четкие требования к содержанию сообщений, которые направляют должнику. В тексте уведомления взыскатель обязан разборчиво и недвусмысленно указать полное наименование организации-взыскателя, то есть банка, микрофинансовой организации или коллекторского агентства и актуальный контактный телефонный номер, по которому должник может получить достоверную информацию.

Цель этих требований проста: должник должен понимать, от кого именно пришло сообщение, и какого долга оно касается. Это оградит граждан от путаницы и действий мошенников, которые часто маскируются под законных взыскателей, используя расплывчатые формулировки и номера телефонов. (ст. 7  федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ).

Как теперь должника будут уведомлять о передаче его долга другому лицу

Принятый законопроект упростил и узаконил процедуру уведомления должника о важных изменениях в статусе его долга. Например, о привлечении третьего лица для взыскания задолженности, или о полной передаче прав требования долга новому кредитору. Раньше для отправки такого уведомления по SMS требовалось отдельное согласие должника на использование мобильной связи, и это затягивало процесс. 

Теперь закон разрешает использовать номер должника автоматически, если он был указан при заключении первоначального кредитного договора, либо сообщен кредитору позднее иным способом. Это делает процедуру более оперативной и менее бюрократической. 

Чем помогут новые полномочия судебных приставов в борьбе с нарушениями

Федеральная служба судебных приставов по новому закону имеет право официально требовать у операторов сотовой связи детальную информацию о взаимодействии взыскателя с должником. 

Пристав-исполнитель может получить логи телефонных звонков, то есть дату, время, продолжительность, номера абонента и получателя. То же касается детализации SMS-сообщений.

Это поможет приставам доказать факт нарушения, например звонки в запрещенное время — ночью или рано утром. Выявить агрессивное поведение, угрозы, оскорбления. Пресечь чрезмерно частые звонки и сообщения, которые граничат с преследованием. 

Обнаружить нарушение тайны связи в случаях, когда звонят родственникам, коллегам, раскрывая информацию о долге. Можно установить конкретного нарушителя — сотрудника взыскателя — и применить к нему меры воздействия, вплоть до штрафов и приостановки деятельности. 

Почему эти изменения были так необходимы

Законопроект разработали и приняли из-за огромного количества жалоб граждан на действия взыскателей долгов. По статистике приставов в 2021-22 годах поступило более пятидесяти тысяч обращений граждан, связанных с нарушениями со стороны кредиторов и коллекторов. 

Чаще всего жаловались на звонки в ночное время, угрозы, оскорбления, вторжение в личную жизнь должников и их окружения. Более тридцати пяти тысяч запросов на предоставление информации отправила служба судебных приставов операторам связи для проверки этих обращений.

Центральный банк Российской Федерации тоже отмечает системные проблемы в сфере взыскания. Например, число жалоб на действия микрофинансовых организаций выросло в 2022 году в три раза. 

Что это значит на практике

Новый закон стал шагом к цивилизованному взысканию долгов. Повысилась прозрачность. Должник всегда точно знает, кто требует долг и как с ним связаться. Легализация SMS-уведомлений по «договорному» номеру ускоряет информирование. 

Новые полномочия приставов помогают пресечь ночные звонки, угрозы и иные нарушений на основе объективных данных связи. А четкие требования к идентификации взыскателя в сообщениях снижают риски действий мошенников.

Что делать должнику, если взыскатель нарушает его права

Если кредитор, коллекторы или микрофинансовая организация нарушают ваши права (закон № 230-ФЗ «О защите прав должников»), действуйте последовательно. Обязательно фиксируйте нарушения: сохраняйте SMS и письма, записывайте разговоры, предупредив собеседника (ст. 49 ФЗ «О связи»), фиксируйте даты и время звонков. При угрозах — сразу обращайтесь в полицию (заявление по ст. 119 УК РФ «Угроза убийством»). 

Направьте взыскателю заказное письмо-претензию с требованием прекратить нарушение. Укажите конкретные факты. По закону, они обязаны ответить в течение десяти рабочих дней (Ст. 7 ФЗ № 230 «О защите прав должников»). Подайте жалобу в контролирующие органы. 

Если дело передали приставам — используйте их новое право истребовать логи звонков. Когда нарушены правила общения — в случае спама и ночных звонков — поможет Роскомнадзор. В Центральный Банк Российской Федерации можно пожаловаться на банки и микрофинансовые организации. Роспотребнадзор придет на помощь при навязывании услуг или некорректном расчете долга.

Есть свежие примеры наказаний: в 2025 году суд оштрафовал коллекторское агентство за незаконное взаимодействие с третьими лицами на сто тысяч рублей. Вы можете подать иск о компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ) и штрафе по Закону о защите прав потребителей, который составляет до пятидесяти процентов от суммы долга. 

В 2024 году суды Воронежской и Свердловской областей взыскали с коллекторов суммы от 30 до ста тысяч рублей в пользу должников за систематические ночные звонки. Эти нарушения имеют срок давности три  года (ст. 196 ГК РФ), но обращаться в контролирующие органы нужно сразу.

Вывод

Скоро вступит в силу новый закон, который будет работать на защиту прав физических лиц. Процесс возврата долга станет более контролируемым и безопасным для всех участников.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, 1-й Волконский переулок, д. 13, стр. 2, 2 этаж
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия