Луч света: как управленческий учет помог вскрыть мошенничество
Иногда постановка учета открывает глаза не только на эффективность работы компании, но и на порядочность партнеров по бизнесуЗадача:
Один из партнеров очень хотел настроить управленческий учет. Ему важно было разобраться в цифрах бизнеса и оценить эффективность.
Причина:
Компания клиента сталкивалась с кассовыми разрывами, показатели по направлениям были не понятны. Из отчетности была только небольшая таблица в Excel, в которой укрупненно фиксировался приход-уход денег.
Клиент
Юридическая компания. Основной вид деятельности — банкротство юридических и физических лиц. У компании два филиала, работают по всей стране. Бизнесом руководят два собственника, в партнерстве около семи лет. Один партнер отвечает за оказание услуг, второй — за продвижение компании.
Что мы сделали
Для оперативного учета на месте приняли в компанию финансового специалиста, который помогал нашему удаленному финансовому директору.
Начали с формирования первого из трех ключевых управленческих отчетов — Отчета о движении денежных средств (ОДДС).
В первую очередь определили статьи и собрали данные за ближайший прошедший квартал. По ходу обнаружили много операций с наличными, которые не учитывались. Договорились, что теперь все операции подлежат учету и их необходимо фиксировать — одних данных по выписке из банка недостаточно, чтобы сложить полную картину для управленки.
Сложности почти сразу вызвала статья «Маркетинг и реклама». Стали выяснять, что в нее входит: рекламные кабинеты соцсетей, покупка лидов, SEO-продвижение, SERM и другие активности. Оказалось, что эта статья занимает 30% всех поступлений в компанию — самый большой расход, превышающий даже зарплату юристов.
Мы еще не дошли до оценки эффективности бизнеса, но горизонтальный анализ движения денег уже на данном этапе показал, что статью «Маркетинг» нужно поставить на контроль.
Собственник, отвечающий за оказание услуг, был очень удивлен, что эта статья действительно такая объемная. Чуть позже, когда мы дошли до Отчета о доходах и расходах, стало еще нагляднее — при выручке 1,5-2 млн ₽ в месяц на рекламу уходило 300-500 тыс. ₽. При этом утвержденного бюджета на маркетинг не было, т.е. средства тратились без планирования.
Поскольку нашей задачей стояло оценить эффективность, финансовый директор задала вопросы второму собственнику, отвечающему за продвижение: какова эффективность рекламных каналов, их статистика, главное — если мы завтра сократим эти расходы, то сколько клиентов мы потеряем? Но оцифрованных ответов не было.
Вместе с финменеджером на месте финансовый директор погрузилась в детали — с каких счетов уходят оплаты за рекламные услуги, в т.ч. в личные кабинеты соцсетей, какие договоры с рекламными подрядчиками заключены у компании, что закрывается актами выполненных работ.
По оформленным договорам объем рекламных услуг был в районе 150 тыс. ₽ в месяц. Быстро стало понятно, что статья «Маркетинг» — это по сути «касса». Остальные средства, т.е. порядка 150-350 тыс. ₽ ежемесячно второй собственник забирал «на рекламные нужды» перечислением на свой счет ИП. Подтверждающих документов по таким расходам, конечно, не было.
При этом статья «Дивиденды» составляла около 500 тыс. ₽ в месяц на двоих собственников и распределялась поровну. Таким образом, первый собственник получал из бизнеса около 250 тыс. ₽ в месяц, а второй, с учетом выведенных денег — до 600 тыс. ₽. Вскрылось мошенничество.
История хоть и не радостная, но со счастливым концом. Во-первых, благодаря настройте управленческого учета наконец открылась многолетняя нечистоплотность второго собственника. Первый собственник отделился в новую компанию, а сотрудники перешли с ним. Во-вторых, постановка учета выполнила основную задачу — собственник смог оценить эффективность бизнеса в целом, и по направлениям (за исключением, лишних «рекламных расходов»). Увидел слабые места, причины кассовых разрывов, как стоит поработать с косвенными расходами для оптимизации. Ну и в-третьих, теперь, развивая новую компанию, собственник знает, как грамотно подходить к финансовому учету, понимает его ценность и далее будет принимать решения с опорой на точные, достоверные цифры.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети