Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная SIGMA 8 декабря 2025

Восточный вектор: перегрузка и поиск оптимизации

Автомобильный бум осени 2025: выдержала ли логистика Востока стресс-тест
Восточный вектор: перегрузка и поиск оптимизации
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Алиса AI
Татьяна Патужная
Татьяна Патужная
Сооснователь и генеральный директор логистической компании SIGMA

Сооснователь логистической компании SIGMA

Подробнее про эксперта

Стабильный рост грузопотока через порты Дальнего Востока создает системную нагрузку на логистическую инфраструктуру. Однако помимо долгосрочных трендов, ситуацию определяют и конъюнктурные волны, одна из которых была вызвана ожиданиями изменения утилизационного сбора осенью 2025 года. Взаимодействие этих факторов и их влияние на логистику анализирует Татьяна Патужная, сооснователь логистической компании SIGMA.

Структурный контекст: растущее давление на инфраструктуру

Переориентация грузопотоков на Восток — устойчивый тренд последних лет. Оборот местных портов за первые девять месяцев 2025 года достиг объема в 185,5 млн тонн. Это создает известные системные проблемы:

  • формирование очередей судов на рейде;
  • дефицит портовых мощностей и складских площадей;
  • нагрузка на железнодорожные подходы, прежде всего на Транссиб и БАМ, чьи возможности по пропуску грузов ограничены даже в рамках масштабной программы модернизации;
  • увеличение средних сроков доставки и рост логистических издержек.

Государство и бизнес принимают меры по расширению портовой инфраструктуры и ускоренному развитию железнодорожных магистралей. Но их эффективность будет определяться синхронностью ввода новых мощностей и динамикой грузопотока.

Конъюнктурный шок: автобум осени 2025 года как стресс-тест

Осенью 2025 года на эту сложную систему наложился мощный конъюнктурный фактор. Анонс Минпромторгом России планов по отмене льготных коэффициентов утилизационного сбора для физических лиц с 1 ноября спровоцировал волну досрочного импорта автомобилей из Китая. Результатом стал резкий, неплановый рост нагрузки на ключевые точки ввоза.

Сухопутные погранпереходы Дальнего Востока столкнулись с очередями из автотранспорта и железнодорожных составов.

Морские порты фиксировали увеличение времени обработки автомобилевозов. Ожидание выгрузки на рейде в отдельные периоды достигало двух и более недель.

Поток автомобилей, следующих своим ходом, создал дополнительную нагрузку на автодорожную сеть.

Позднее Правительство, видя масштаб явления, перенесло вступление новых правил на 1 декабря. Но было поздно, ажиотаж уже достиг апогея и поток автомобилей было не остановить.

Анализ воздействия и адаптации системы

Этот эпизод позволяет сделать несколько выводов о состоянии логистики Восточного полигона:

Характер нагрузки. Пиковая нагрузка носила точечный и временный характер, поскольку была сконцентрирована на специфическом товаре — легковые автомобили — и вызвана ожиданием регуляторных изменений. Это отличает ее от структурного роста объемов сырья, контейнеров или генеральных грузов.

Распределение потока. Существенная часть ввезенных автомобилей, по разным оценкам, до 45–50%, сразу отправилась в европейскую часть страны собственным ходом, что частично разгрузило железнодорожную сеть от необходимости их транспортировки.

Реакция системы. Логистическая инфраструктура, несмотря на значительные затруднения и локальные коллапсы, в целом справилась с пиковым шоком. К концу ноября — началу декабря 2025 года наблюдалась нормализация ситуации: очереди сократились, ставки на перевозку стабилизировались. Это говорит об определенном запасе прочности и адаптивности.

Различие проблем. Инцидент высветил различие между инфраструктурной проблемой и проблемой управления потоками. Дефицит мощностей БАМа и Транссиба — вопрос долгосрочных инвестиций. А управление подобными «ажиотажными» волнами требует улучшения координации между регуляторами, инфраструктурными компаниями и участниками рынка для прогнозирования и сглаживания пиков.

Выводы и перспективы

Эпизод осени 2025 года подтверждает два ключевых тезиса:

  1. Развитие инфраструктуры остается важной задачей. Без увеличения пропускной способности портов, железных дорог и пограничных переходов любой следующий конъюнктурный или структурный рост грузопотока будет приводить к системным сбоям и потерям для экономики.
  2. Устойчивость логистики зависит от прогнозируемости. Резкие, ожидаемые изменения в регуляторной среде — налоги, пошлины, сборы — могут сами по себе генерировать мощные дестабилизирующие потоки. Снижение подобных рисков требует более взвешенного и заблаговременного регулирования.

Таким образом, «восточный вектор» нуждается в повышении качества управления и прогнозирования грузопотоков. Успех будет определяться способностью синхронизировать долгосрочные инфраструктурные проекты с эффективным реагированием на краткосрочные рыночные импульсы.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, ул. Бутлерова, д. 17
Телефон
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия