Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная RUSTAX 16 октября 2025

Инвестиционная привязка: как изменится система налоговых преференций

Правительство РФ одобрило законопроект, который кардинально изменит правила предоставления налоговых льгот резидентам преференциальных режимов
Инвестиционная привязка: как изменится система налоговых преференций
Источник изображения: Canva.com
Виктор Попов
Виктор Попов
Управляющий партнер, Генеральный директор в компании RUSTAX

Более 10 лет в налоговых органах РФ: руководил проверками крупнейших налогоплательщиков в металлургии, химии, газе и добыче твердых полезных ископаемых

Подробнее про эксперта

Теперь размер экономии не сможет превышать объем фактических инвестиций в основные средства и НИОКР.

Кого коснутся изменения

Новые ограничения распространятся на всех участников преференциальных режимов:

  • Резиденты территорий опережающего развития (ТОР)
  • Участники свободного порта Владивосток
  • Резиденты Арктической зоны
  • Резиденты особых экономических зон (ОЭЗ), включая Калининградскую и Магаданскую области
  • Участники свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе

Действующих резидентов изменения не затронут — новые правила заработают с 1 января 2026 года только для новых участников режимов.

Суть нововведений: формула «рубль на рубль»

Ключевое нововведение — введение коэффициента соотношения инвестиций к налоговым льготам. В базовом варианте он равен единице: на каждый рубль налоговой экономии должен приходиться минимум рубль частных инвестиций.

Механизм работы:

  • Льгота ограничивается суммой капитальных вложений и расходов на НИОКР
  • Регионы получают право устанавливать собственные коэффициенты (включая нулевой)
  • Контроль осуществляется через специальную отчетность
  • Нарушение требований влечет пересмотр льгот

Причины реформы: анализ эффективности

Минфин провел масштабный анализ эффективности преференциальных режимов за 2017-2023 годы. Результаты оказались неутешительными:

Проблемные показатели по регионам:

  • Арктическая зона: 79% резидентов показывают сверхдоходность при низких инвестициях
  • ОЭЗ Магаданской области: 62% участников с аналогичными показателями
  • Свободный порт Владивосток: 58% резидентов
  • Традиционные ОЭЗ: 42% участников

Дополнительная проблема — около 10% резидентов систематически не представляют финансовую отчетность, что исключает контроль эффективности льгот.

финансовая отчетность

Региональная гибкость: новые полномочия

Законопроект наделяет субъекты РФ правом самостоятельно определять:

  • Размер коэффициента соотношения инвестиций и льгот
  • Отрасли, на которые распространяются ограничения
  • Перечень контролируемых обязательств резидентов
  • Допустимые отклонения фактических показателей от плановых

Это позволит регионам адаптировать общефедеральные требования под специфику местной экономики и приоритетные проекты.

Дополнительные условия: ужесточение контроля

Помимо ограничения размера льгот, вводятся дополнительные требования:

Обязательное выполнение:

  • Всех инвестиционных обязательств по соглашениям
  • Требований по своевременной подаче отчетности
  • Контролируемых показателей, установленных регионом

Защита начального этапа:
Учитывая, что на старте проектов капитальные вложения могут быть минимальными, новые требования будут применяться только с третьего года получения льготного статуса.

Что это означает для бизнеса

Рост требований к документальному подтверждению инвестиций

Правила ужесточаются, и теперь уполномоченные органы будут настаивать на максимально прозрачной доказательной базы. Усиление контроля коснется не формальных признаков бизнеса, а реального выполнения инвестиционных обязательств.

Налогоплательщикам важно помнить, что каждая льгота подлежит тщательной проверке и обоснованию, а попытки формального соблюдения без реального исполнения обязательств рискуют привести к отказу в преференциях и доначислениям.

Актуальные вызовы: управление рисками вместо пересмотра моделей

актуальные вызовы
  • Необходимо усилить внутренний контроль качества и полноту реализации инвестпрограмм.
  • Ключевой становится практика регулярного сбора и анализа первичных данных и документов.
  • Важна оперативная реакция на отклонения от планов инвестиций и корректное документирование причин.
  • В фокусе налоговых органов — детальное исследование связей между объемом реальных вложений и суммой примененных льгот.

Таким образом, в приоритете будет формирование устойчивых механизмов управленческого учета и рискового контроля, способных обеспечить юридическую и экономическую защиту бизнеса.

Повышение административной нагрузки

Новые требования неизбежно увеличат объем документооборота и отчетности:

  • Детализированная отчетность по инвестиционным расходам
  • Обоснование соответствия льгот фактическим вложениям
  • Регулярное подтверждение выполнения обязательств по соглашениям

Позиция экспертов и ведомств

Поддержка Минфина

Министерство финансов обосновывает изменения необходимостью соблюдения баланса между бюджетными доходами и стимулированием инвестиционной активности. Доработанная версия учитывает позицию регионов о предоставлении дополнительных полномочий.

Изменение позиции регионов

Первоначально субъекты РФ критически относились к инициативе, опасаясь снижения привлекательности преференциальных режимов. После предоставления регионам права устанавливать собственные коэффициенты позиция изменилась на нейтральную.

Практические рекомендации

Для действующих резидентов

Несмотря на то, что изменения не затронут текущих участников режимов, рекомендуется:

  • Провести аудит соответствия фактических инвестиций получаемым льготам
  • Подготовиться к усилению контроля со стороны налоговых органов
  • Документировать экономическое обоснование всех льгот

Для потенциальных резидентов

Компаниям, планирующим получение статуса с 2026 года, необходимо:

  • Пересмотреть бизнес-планы с учетом новых ограничений
  • Заложить достаточный объем капитальных вложений для обоснования льгот
  • Проработать альтернативные механизмы налоговой оптимизации

Заключение

Новые ограничения налоговых льгот знаменуют переход от количественной к качественной модели государственной поддержки инвестиций. Эксперты RUSTAX отмечают: изменения направлены на повышение эффективности бюджетных расходов и исключение злоупотреблений, однако потребуют от бизнеса более тщательного планирования и обоснования инвестиционных решений.

Профессиональное сопровождение специалистов поможет адаптироваться к новым требованиям и выстроить оптимальную стратегию работы в преференциальных режимах.

Статья подготовлена на основе информации о законопроекте, одобренном Правительством РФ. Окончательные параметры могут измениться в процессе рассмотрения в Государственной Думе.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

>100 млрд ₽ экономииКомпания «Рустакс» сэкономила своим клиентам
Топ рейтинга RAEXС 2022 года компания «Рустакс» занимает лидирующие положения в рейтинге RAEX «Налоговый консалтинг»
75% лояльных клиентовБольшинство клиентов с нами на протяжении долгих лет, обращаются к нам повторно
>80 лет опытаСуммарный стаж экспертов компании в налоговых органах
Москва-СитиСовременный офис компании находится в самом крупном деловом центре столицы

Контакты

Адрес
г. Москва, набережная Пресненская, дом 10, строение 2, эт. 18, пом. 169
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия