РБК Компании
Главная ALP Group 7 августа 2024

Мода vs выгода: как не допустить «автоматизации ради автоматизации»

Руководитель корпоративных практик ALP Group Александр Казеннов рассказывает, в каких случаях автоматизация бизнеса может быть неэффективной
Мода vs выгода: как не допустить «автоматизации ради автоматизации»
Источник изображения: rawpixel.com/Freepik.com
Александр Казеннов
Александр Казеннов
Руководитель корпоративных практик ALP Group

Окончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года занимает должность руководителя корпоративных практик.

Подробнее про эксперта

В апреле 2024 года появилась новость, что компания Amazon отказалась от концепции Just Walk Out в своих гипермаркетах. Инновационная идея была основана на технологии компьютерного зрения: покупатели берут необходимые товары с полок магазина и «просто выходят». Камеры распознают продукты и лица — и деньги автоматически списываются со счета. Идея казалась хорошей, ведь мало кто любит простаивать в очередях. Однако в крупных супермаркетах такой подход себя не оправдал: люди часто покупают в них продукты на неделю вперед и предпочитают сразу видеть расходы в чеке при оплате на кассе. Очевидно, компания применила «крутую» технологию сразу во всех магазинах — маленьких продуктовых и гипермаркетах, не просчитав возможные риски. Тщательный анализ аудитории, вероятно, определил бы, что в последних идея не сработает. 

К сожалению, случай с Amazon не единственный. Мы видим на рынке много примеров «автоматизации ради автоматизации». Компании идут на это по разным причинам: требование нового начальства, желание иметь определенный имидж, а иногда просто по веянию моды. В этих случаях автоматизация нередко бывает убыточна. Одним из примеров служит компания Tesla: в 2018 году аналитики Уолл-Стрит пришли к заключению, что Илон Маск «переавтоматизировал» производство: роботы, собирающие автомобили, оказались слишком затратными. В прошлом другие автомобильные гиганты — Fiat и Volkswagen — столкнулись с аналогичными проблемами и были вынуждены отказаться от части роботов, вернув на производство людей.

Как сделать автоматизацию эффективной и понять, нужна ли она вообще

История учит нас тому, что автоматизация, как и любое нововведение, требует тщательного подхода — анализа всех «за» и «против». Как правило, причина провала проектов одна: компания не просчитывает все возможные риски на старте. Автоматизация тоже проект, у которого немало рисков: это и риск невостребованности (ненужности) внедряемой технологии, и экономические риски (неучтенная стоимость будущего обслуживания продукта), и риск саботажа сотрудников, не желающих осваивать новую технологию. Чтобы автоматизация не стала убыточной, нужно предпринять ряд шагов на старте, которые помогут минимизировать риски и избежать «автоматизации ради автоматизации».

1. Постановка целей по методике SMART

В основе методики SMART (S — Specific — конкретная; M — Measurable — измеримая; A — Achievable — достижимая; R — Relevant — значимая; T — Time-bound — ограниченная во времени) лежит набор характеристик, присущий правильно поставленной задаче. Автоматизация — это такая же задача, которая включает в себя много подзадач и, как правило, имеет долгосрочную перспективу. «Смартование» задач должно относиться не только к подрядчику, но и к тем специалистам, которые потом будут работать с автоматизированной системой. Для начала следует убедиться в том, что ваша автоматизация будет корректна и продуктивна, и продумать, как вы будете это оценивать.

2. Привлечение консультантов

Консультанты могут помочь с долгосрочным анализом рынка или оценкой стоимости внедряемой технологии. Часто разговор с ними помогает адекватно оценить возможности существующих технологий, а также возможности вашего бизнеса. При этом важно понимать, что бывают консультанты, которым нужно во что бы то ни стало продать инновационную технологию. Не стоит полагаться на них полностью: консультанты могут указать на некоторые риски, но окончательное решение все равно остается за собственником. Кроме того, в роли консультантов могут выступать не только ведущие профильные компании, но и обычные коллеги по цеху, уже имеющие соответствующий опыт автоматизации. Полезно услышать мнение и от первых, и от вторых.

3. Исследование целевой аудитории

Один из способов понять, будет ли востребована новая технология, — спросить у будущих клиентов. Но важно понимать, что интерес не всегда конвертируется в реальный спрос. Покупателям свойственно испытывать восторг в отношении чего-то нового, но они не могут точно предсказать свое поведение после выхода продукта или обновления существующих процессов. Тем не менее, коммуникация с покупателями полезна — она помогает отказаться от совсем нереалистичных идей. Например, если бы мы хотели автоматизировать доставку продуктов, стоимость доставки, скорее всего, выросла бы примерно на 20%. В опросе многие клиенты, скорее всего, указали бы, что не готовы к такой перемене и довольны теми условиями, которые есть сейчас.

4. Расчет экономики проекта

Автоматизация — это всегда длительный процесс, который требует долгосрочного планирования. При этом прогноз не должен быть излишне оптимистичным. Лучше проводить расчет экономики проекта автоматизации на горизонте в 10 лет по самому негативному сценарию и с занижением предполагаемой выручки на 30%. Здесь стоит рассматривать как возможную инфляцию, падение выручки, рост заработных плат, рекламные расходы, так и риск потери зарубежных рынков.

5. Работа с сотрудниками

Даже при правильном анализе рынка и оценке ресурсов компании, сотрудники могут препятствовать внедрению новых технологий, поэтому работа с ними — важная часть процесса. Полностью предотвратить саботаж, о котором говорилось выше, невозможно, но можно минимизировать его риск с помощью правильно выстроенной коммуникации с коллегами. Подробно рассказав, как именно изменения скажутся на разных аспектах работы в компании, можно подготовить компанию к нововведениям.

Главное, помните: автоматизация не должна быть самоцелью — нужно представлять, как именно она улучшит работу и как отразится на развитии компании в долгосрочной перспективе. Чтобы избежать бессмысленных расходов, к цифровой трансформации нужно подходить с умом и ставить толковый подход выше модных тенденций. Вместе с этим нужно понимать, что неудачи часто сопровождают процессы изменений. При этом нередко провалы становятся отправной точкой для чего-то нового, позволяют взглянуть на проблему под другим углом. Можно вспомнить, как Генри Форд, наблюдая за длительным и дорогостоящим производством автомобилей у конкурентов, первым организовал поточное производство. Или, возвращаясь к IT-сфере, как недавняя кибератака на СДЭК подтолкнула российские компании обновить собственные системы защиты. Таким образом, важно изучать истории неудач для создания своих историй успеха, а неудачный опыт автоматизации для одних может стать хорошим подспорьем для других.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

I место в рейтинге фирмы «1C»Крупнейшее внедрение «1С» в ФГУП «Почта России», автоматизировано 47 612 рабочих мест.
Внедрение «1С: Консолидация 8»Одно из самых масштабных внедрений «1С: Консолидация 8» в ПАО «Газпромнефть», автоматизация >5к мест

Профиль

Дата регистрации14.10.2010
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, ул. 2-Я Звенигородская, д. 13 стр. 42, этаж 9, помещ./ком I /18
ОГРН 1107746840420
ИНН / КПП 7703729939 770301001

Контакты

Адрес 123022, Россия, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, корп. 41, 7 этаж
Телефон +78005555151

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия