Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная Docs.Seller 26 сентября 2025

Как точно понять, нужна ли маркировка: практический алгоритм для бизнеса

Вместе со специалистами по маркировке из Docs.Seller разобрались в этой статье, когда точно нужно маркировать товар и как не попасть в разряд нарушителей закона
Как точно понять, нужна ли маркировка: практический алгоритм для бизнеса
Источник изображения: Freepik.com
Анастасия Ибнеева
Анастасия Ибнеева
Руководитель отдела внедрения Docs.Seller

Руководитель отдела внедрения Docs.Seller. Эксперт по работе с «Честным знаком». Эксперт по работе с 1С

Подробнее про эксперта

Маркировка в России действует с 2019 года, а самый частый вопрос бизнеса так и остается актуальным до сих пор: «Как точно понять, нужно ли мне маркировать мой товар или нет?». Ведь ключевая задача соответствия требованиям регулятора и минимизации рисков для бизнеса — как раз понять на старте, какие позиции товара подлежат обязательной маркировке, а какие не подпадают под эти требования. Пора разобраться и разложить все по полочкам.

Что именно требует маркировка и зачем она нужна

В рамках федеральной системы маркировки применяется уникальная идентификация товаров на каждом из этапов оборота: от производителя до конечного потребителя. Маркировка позволяет контролировать цепочку поставок каждой единицы, снижает контрафакт и обеспечивает достоверность данных о товаре в системе «Честный знак». 

  • Коды маркировки размещаются на упаковке или самом товаре (в зависимости от продукта и требований).
  • Данные каждого кода Data Matrix заносятся в общую информационную систему и доступны уполномоченным участникам рынка.
  • Список категорий товаров, которые подлежат обязательной маркировке, регулярно обновляется. Категории вычисляют на основе данных об обороте контрафактной продукции: какой вид товара больше подвержен подделкам, тот и попадает следующим под маркировку.

Как определить, относится ли ваш товар к обязательной маркировке

Чтобы быстро осуществить данный запрос, используйте следующий алгоритм:

Шаг 1. Идентифицируйте товар

Четко сформулируйте наименование и категорию своего товара. В большинстве случаев речь идет о товарах, подпадающих под отраслевые требования (медицинские изделия, табачная продукция, обувь и одежда, некоторые виды бытовой техники и т. п.). Обязательно подберите или обратитесь к специалистам, чтобы подобрать правильный ТН ВЭД.

Шаг 2. Проверьте принадлежность вашего товара к официальному перечню маркировки 

На сайте «Честного знака» опубликованы списки товаров уже подлежащих маркировке в рамках действующих законов и регламентов. В них содержатся 2 группы товаров: те, которые уже обязательно должны маркироваться и те, которые проходят стадию эксперимента (маркировка по желанию, но запущен процесс к вводу обязательной процедуры). 

Шаг 3. Учтите временные рамки и исключения 

В некоторых случаях введение маркировки предусмотрено поэтапно, с переходными периодами и особыми условиями. Это может касаться именно вашего сегмента. Внимательно изучайте уведомления регулятора и сайт «Честного знака».

Шаг 4. Оцените цепочку поставок товара и вашу роль в ней

Если ваша цепь включает импорт, оптовую продажу или последующую перепродажу, маркировка может применяться на разных стадиях, однако все равно требует синхронизации данных в системе.

Шаг 5. Перепроверьте себя

В отдельных случаях однозначного понимания можно добиться лишь путем консультации со специалистами по маркировке, которые знают все отраслевые регламенты и тонкости.

Если товара нет в списке обязательных для маркировки

Если вы уверены, что верно сформулировали категорию и наименование вашего товара, а его нет в официальных списках, подлежащих обязательной маркировке, можно выдохнуть — спешить с маркировкой пока что не нужно. Однако важно проверить и экспериментальные списки, где собраны товары, находящиеся на стадии пилотных проектов. То есть именно к ним сейчас прицельное внимание со стороны регуляторов, обкатка процесса и анализ целесообразности внедрения маркировки. Чаще всего, все эксперименты бесшовно переходят в разряд обязательной маркировки. 

Помимо этого, стоит понимать, что маркировка товаров в России — это масштабная программа по обелению рынка, планирующая охватить к 2028 году почти все сферы торговли. Поэтому, ваш товар может вот-вот оказаться в списках маркируемых, регулярно следите за обновлениями.

Что делать, если товар все же нужно маркировать

Практические шаги для внедрения маркировки, если ваш товар подлежит обязательной маркировке:

  • Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак».
  • Настройте систему учета идентификаторов и интеграцию с «Честным знаком».
  • Обучите сотрудников и партнеров правильной маркировке и процессу корректной передачи данных.
  • Проведите пилотный запуск на выбранной группе товаров и проанализируйте результаты.
  • Расширьте процесс ввода маркировки на весь ассортимент, опираясь на выводы тестового запуска.

Понимание того, требуется ли маркировка вашему товару, строится на аккуратной сверке официальных перечней и реальных процессов в цепочке поставок. Опора на проверенные источники, систематический подход к сбору данных и тесное сотрудничество со специалистами позволяют минимизировать риски и ускорить вывод товаров на рынок. Главное помнить, что незнание закона, не освобождает от ответственности и отнестись к данному процессу внимательно и максимально ответственно.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 11
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия