Роботы, цифровизация, WMS, AI: как следовать трендам, улучшая P&L
Автоматизация, роботы, искусственный интеллект… Как этим всем «приправить» логистику, не испортив блюдо. Кейсы, тренды, рекомендации

20 лет в бизнесе, более 10 лет управленческого опыта. Обладает экспертизой в областях разработки стратегии логистики и товародвижения, автоматизации, хеджирования рисков, управления складом
В российском ритейле автоматизация складских и логистических процессов давно стала не просто драйвером эффективности, а стандартом качественного сервиса. Исследования подтверждают: переход от ручных таблиц и бумажных журналов к сквозным WMS-системам, внедрение логистических роботов и цифровых решений позволяет выстраивать более гибкую, эффективную, прозрачную и устойчивую цепочку поставок. Как результат — товар не теряется, эрозия сервиса минимальна.
Что делает склад «умным» — ключевые технологии
- WMS-системы. Современные решения управляют процессом от приемки до отгрузки: прозрачная инвентаризация, оптимизация маршрутов и лоточное хранение, измерение показателей, отчетность и система предупреждений об отклонениях — основа минимизации потерь, ухудшения сервиса и ошибок.
- Роботизация. За 2025 год 8,4% российских компаний инвестировали в роботизацию складов. AGV, AMR, автоматические конвейеры и депалетайзеры снижают долю ручного труда и позволяют легче справляться с кадровым дефицитом.
- AI-аналитика и Big Data. Алгоритмы прогнозируют спрос, управляют запасами, пополнением, и позволяют оперативно реагировать на изменения рынка, сокращая издержки и вероятность дефицита.
- Терминалы сбора данных и мобильные устройства. Инфраструктура Wi-Fi и современные устройства обеспечивают точный контроль перемещений и сводят к минимуму ошибки персонала.
Заметные кейсы в России
- Яндекс.Маркет внедрил централизованную систему управления конвейерами на профильных складах, что снизило расходы на перемещения между операциями и ускорило обработку заказов на 5–10%.
- Х5 Group реализовала запуск роботов-погрузчиков для перемещения паллет весом до 1 тонны, ускорив процессы хранения, комплектации и отгрузки и упростив работу с кадрами при высоких объемах, особенно в пиковой сезон.
- В проекте «Лемана ПРО» на складе ритейлера внедрен роботизированный депалетайзер на базе искусственного интеллекта, который полностью автоматизирует разбор палет с разноформатными коробами и передачу грузов на конвейер, минимизируя ошибки и экономя время персонала.
- В России уже не первый год наблюдается тенденция внедрения гибридных систем, где сочетаются различные типы роботов (сортировщики, транспортировщики, дроны для инвентаризации) и централизованное управление через единую WMS для повышения гибкости и качества операций даже на непростых по инфраструктуре объектах.
Глобальный опыт: еще быстрее, еще автономнее
- Alibaba Group (Cainiao) автоматизировала склады с помощью тысяч мобильных роботов Quicktron, которые интегрированы с WMS, перемещают грузы до 400 кг и самостоятельно возвращаются на подзарядку. Это позволило сократить время обработки заказов на 50% даже при огромных пиковых нагрузках.
- Amazon использует более 750 тысяч роботов различных типов (Proteus, Cardinal и др.), постепенно заменяя рутинную ручную работу на автоматизированную обработку и сортировку.
- В Европе и Азии автоматизация на складах (DB Schenker, Aviator) достигает 40–50% за счет сотен автономных роботов для перемещений и комплектования.
Экономика процесса и что дальше
Автоматизация складов уже в 2025 году обеспечивает снижение операционных издержек в среднем до 30% и эксплуатационных расходов до 65%. Эффективность использования площадей при этом возрастает до 80–85% за счет современных WMS и роботизированных комплексов.
Потребность в автоматизации процессов помимо снижения расходов сегодня так же обусловлена:
- текущей ситуацией на рынке труда: растет стоимость персонала, ужесточается миграционная политика,
- ростом ожиданий и требований Клиента к цепочкам поставок.
Аналитики подчеркивают: цифровизация логистики — главный драйвер гибкости бизнеса и адаптации к меняющимся ожиданиям покупателей.
Однако внедрение ряда решений нередко оказывается очень длительным и дорогостоящим. Сегодняшняя среда — ни для кого не секрет — крайне турбулентная и очень быстро меняется. В ряде проектов это приводит к тому, что к моменту запуска решения в промышленную эксплуатацию приоритеты бизнеса смещаются, структура спроса и экономика проекта в реальности оказывается отрицательной. Как итог — проделан долгий и тернистый путь, инвестированы огромные средства, а результат не удовлетворяет.
Безусловно, невозможно решать эти задачи без расчета целесообразности внедрения WMS, роботов, интеграции AI в системы пополнения, оценки влияния внедрения на P&L компании или департамента по управлению цепями поставок.
Что еще стоит учесть
Идеальный расчет будет базироваться на прогнозе. В современном VUKA-мире логистики, мире высокой неопределенности, цепочки поставок «рвутся» едва ли не каждый год. И кажущийся лучшим план развития может через несколько месяцев оказаться уже сомнительным. Поэтому перед инвестициями в сложные логистические системы важно не только просчитать основной сценарий, но и тщательно проработать альтернативные модели развития цепочек поставок и макроэкономики. Влияние их на P&L проекта может оказаться драматическим.
Такую работу возможно выполнить внутри Компании, но это не всегда удается сделать беспристрастно. Негативные, но вполне вероятные сценарии, могут быть просто упущены. Хорошим решением может стать привлечение экспертов из отрасли.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети
Рубрики



