РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная D&A Partners 26 декабря 2024

5 главных трендов в ИИ 2024: что нужно знать прямо сейчас

Искусственный интеллект (ИИ) продолжает стремительно развиваться, и 2024 год стал важной вехой в его трансформации
5 главных трендов в ИИ 2024: что нужно знать прямо сейчас
Источник изображения: Личный архив компании
Александра Югунян
Александра Югунян
Юрист

Специализируется в вопросах IP&IT права

Подробнее про эксперта

Мы видим не только рост объемов рынка ИИ, но и серьезные изменения в его регулировании, использовании и интеграции в разные сферы жизни.

В этом году рынок ИИ преодолел отметку в $184 млрд, что почти на 35% больше, чем в 2023 году. Более того, ожидается, что стабильный рост продолжится, и в 2030 году рынок достигнет отметки в $826 млрд.

На фоне этого многие компании и регуляторы пересматривают подходы к безопасности, правам на контент и прозрачности использования ИИ.

Мы выделили 5 главных трендов, которые определяют будущее ИИ: от регулирования и активной интеграции ИИ-поисковиков до вопросов авторских прав и повышения прозрачности в социальных сетях. Каждый из этих трендов имеет огромное значение для бизнеса, права и технологий.

Регулирование в сфере ИИ

В сферах, где есть быстрый и активный рост новых технологий, остро стоят вопросы регулирования и снижения рисков. Страны и организации по всему миру активно разрабатывают законы и развивают сотрудничество в сфере ИИ. Очевидный прорыв — AI Act в ЕС. Это первый в мире закон, регулирующий ИИ, классифицирующий риски, связанные с ИИ, и накладывающий строгие требования к их разработке и использованию.

Активная интеграция: ИИ-поисковики

Большие языковые модели (LLM) трансформируют подходы поисковиков Google, Bing, Yandex, DuckDuckGo, Brave Search, Ecosia. LLM могут интерпретировать поисковые запросы, показывать саммари ответов на них и влиять на ранжирование результатов в выдаче.

Активно появляются и новые ИИ-поисковики, которые отвечают на запросы контекстно, а не просто выдают ссылки. В ChatGPT стал доступен поиск в сети. Другие новые ИИ-чат-боты также интегрируют функции поиска — Perplexity, You.com, Komo, Andi, Exa. 

Важно помнить о рисках, таких как дезинформация, ошибки при анализе контекста и «галлюцинации» ИИ. При критическом восприятии информации и самостоятельных перепроверках ИИ-поисковик значительно ускорит и упростит поиск информации. Однако при полном делегировании поиска информации алгоритмам есть риск ошибок и неточностей. 

Об этом мы писали в статье «Что умеет ИИ-поиск: возможности и риски следующего поколения поисковых систем».

Многочисленные судебные споры между авторами и разработчиками ИИ возникают по всему миру из-за несанкционированного использования материалов, защищенных авторским правом. 

Регуляторы также обеспокоены этой проблемой. Так, в декабре 2024 года Правительство Великобритании инициировало консультацию по вопросам ИИ и авторского права. Целью является сбор общественного мнения о том, как законодательство в этой сфере может способствовать гармоничному развитию творческих индустрий и сектора и ИИ в стране.

В консультационном документе отмечается, что судебные разбирательства по некоторым вопросам ИИ и авторского права уже идут, в частности,  в Великобритании, но их окончательное решение может занять годы. Поэтому правительство планирует ускорить процесс с помощью законодательных мер.

Регулятор выносит на обсуждение 4 варианта:

0) Оставить все как есть и не менять законодательство.

1) Усилить авторское право, требуя лицензии от правообладателя во всех случаях.

Подход требует лицензии для обучения ИИ на материалах, защищенных авторским правом. Хотя он обеспечивает вознаграждение авторам, такие ограничения могут снизить конкурентоспособность Великобритании по сравнению с США и ЕС в разработке ИИ и уменьшить инвестиции в сектор.

2) Обширное исключение для интеллектуального анализа данных (data mining):

Этот вариант предлагает разрешить дата-майнинг материалов, защищенных авторским правом, включая обучение ИИ, без согласия правообладателей. Это упростит доступ к данным и привлечет инвестиции, но ограничит  контроль и доходы правообладателей. Альтернативно разрешение дата-майнинга в рамках «добросовестного использования» (fair use) позволит авторам лицензировать контент. Однако это потребует дорогостоящих судебных разбирательств, что может затормозить развитие творческих индустрий.

3) Исключение для дата-майнинга с возможностью правообладателей сохранять свои права при поддержке мер по обеспечению прозрачности:

Этот подход предполагает исключение для дата-майнинга, позволяя разработчикам ИИ использовать материалы, если правообладатели явно не заявили о сохранении своих прав. Для его реализации необходимы стандарты прозрачности и эффективные механизмы «резервирования прав»  для правообладателей. Это даст авторам возможность контролировать использование их работ и получать вознаграждение через лицензионные соглашения, а также обеспечит прозрачность данных для разработчиков ИИ.

Обсуждаемые технические решения включают файлы robots.txt, реестры «do not train»  (от Spawning.AI) и встроенные метаданные. Возможно, уже в следующем году мы увидим новую модель взаимодействия, где правообладатели получают контроль и справедливое вознаграждение, а разработчики — законный доступ к данным.

Пока законодатели ищут оптимальные решения, индустрия разрабатывает инструменты для защиты авторских прав от генеративных систем. Например, YouTube предоставил создателям возможность решать, могут ли определенные ИИ-компании использовать их контент для обучения моделей. По данным TechCrunch, в списке — Anthropic, Meta (признана экстремистской на территории РФ и запрещена), Microsoft, Nvidia, OpenAI, Perplexity и другие. Авторы смогут также предоставить доступ любым сторонним разработчикам.

Такие изменения со стороны крупнейших компаний говорят о давно назревшем вопросе — как правообладатели и авторы могут справедливо и законно распоряжаться своими правами в цифровом мире?

Прозрачность: маркировка контента в соцсетях

Регуляторы по всему миру разрабатывают подходы к маркировке контента, созданного ИИ, чтобы пользователи могли легко распознавать его происхождение. С увеличением объемов ИИ-сгенерированных текстов, изображений, видео и аудио прозрачность становится критически важной для сохранения доверия общества.

TikTok уже внедрил механизмы маркировки ИИ-контента. Авторы могут самостоятельно помечать материалы меткой «сгенерировано ИИ». Контент также автоматически маркируется, если в его создании использовались встроенные ИИ-эффекты TikTok или метаданные Content Credentials от C2PA. Эти метаданные сохраняются даже после скачивания, что обеспечивает прозрачность на всех этапах распространения.

Meta* использует схожий подход. Маркировку получит контент, при создании которого использовались инструменты Meta* на основе ИИ. Контент, созданный или измененный с помощью ИИ, получает метку «AI info». Если вмешательство ИИ минимальное, метка скрыта в меню публикации. В случае полного ИИ-генерирования метка остается видимой и сопровождается дополнительной информацией. Авторы также могут самостоятельно указывать использование ИИ при создании контента.

Эти меры показывают стремление крупных платформ к повышению прозрачности и ответственности при распространении ИИ-контента, что важно для укрепления доверия пользователей и регуляторов.

M&A и инвестиции в ИИ


Крупные технологические компании активно инвестируют в ИИ-стартапы или приобретают их, стремясь закрепить лидирующие позиции на стремительно растущем рынке. Однако такие сделки привлекают пристальное внимание регуляторов, которые оценивают их влияние на конкуренцию.

Например, Еврокомиссия инициировала проверку сделки по приобретению NVIDIA стартапа Run:AI, несмотря на то, что сделка не подпадала под стандартные количественные критерии для проверки в рамках регулирования слияний в ЕС.

В то же время некоторые инвестиции IT-гигантов в ИИ-стартапы уже получили одобрение регуляторов. Еврокомиссия решила, что сотрудничество Microsoft и OpenAI не подпадает под Регулирование слияний в ЕС, а инвестиции Google и Amazon в Anthropic были одобрены регулятором Великобритании.

Можно ожидать, что регуляторы продолжат внимательно анализировать крупные сделки и инвестиции в ИИ, направляя запросы для получения информации по крупным инвестициям и контролируя уровень конкуренции на этом быстрорастущем рынке.

Что дальше?

ИИ трансформирует мир прямо сейчас, устанавливая новые правила для бизнеса, общества и правовой системы. Какие тренды в ИИ, по вашему мнению, останутся главными в следующем году? Какие могут утратить актуальность?

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации26.05.2022
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, пер. Газетный, д. 3-5, стр. 1, офис 229, 229а
ОГРН 1227700301256
ИНН / КПП 9703089619 770301001

Контакты

Адрес 125009, Россия, г. Москва, пер. Газетный, д. 3-5, стр. 1, оф. 229

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия