Тренинг навыков: как создать эффективную структуру
Как на тренинге планировать проведение теории и практических упражнений

Известный бизнес-тренер, автор 8 книг — «Активные продажи», «Найди решение». Провел 1400 тренингов по продажам и управлению. Среди клиентов: Microsoft, Sminex, РЖД, Сбербанк, Somex
Начнем с правды жизни. На корпоративный тренинг навыков многие приходят не из жажды знаний. Их направили на тренинг навыков. У кого-то дела, ноутбук, срочные письма; кто-то надеется «отсидеться». А тренер почему-то все время чего-то хочет, просит делать, обсуждать, пробовать. Ведь это же тренинг навыков! Возмущение понятно. Я намеренно сгущаю краски, чтобы подчеркнуть простую вещь: чувства и сопротивления участников нужно уважать. Не потакать, но признавать.
Две крайности бизнес-тренера при проведении тренинга навыков
Иначе у бизнес-тренера возникают две крайности. Первая — «розовые очки»: раз я вижу ценность обучения, то и другие увидят; раз мне нравится тема, значит всем понравится; раз упражнение хорошее — всем зайдет.
Вторая — «дожмем и сманипулируем»: участники тренинга навыков должны подчиниться, потому что «мы тут главные». Между тем в группе могут быть страх («ошибусь — получу по шапке»), тревога («как я выгляжу?»), скука («опять одно и то же»). С этим багажом и приходится работать. Решение бизнес-тренера заключается в грамотной структуре тренинга.
Первое правило тренинга навыков. В практической части двигайтесь от анализа к синтезу
Логика построения тренинга навыков такая: начинаем с упражнений «крупным планом» — детально разбираем отдельные элементы деятельности, с частой обратной связью тренера. Затем постепенно переходим к более длинным взаимодействиям «участник — участник» и завершаем интегрирующими заданиями, где элементы складываются в общий алгоритм поведения.
Здесь полезна метафора карт. В русском языке «крупномасштабная карта» — это карта с большим масштабом, на которой видно много деталей небольшого участка. «Мелкомасштабная» — наоборот, охватывает целое, но с меньшей детализацией.
На тренинге мы идем именно так: от детального рассмотрения отдельных этапов (продаж, управления, переговоров) — к целостной «карте» роли руководителя, продавца или переговорщика.
Почему на тренинге навыков работает принцип «от анализа — к синтезу»
- Снижается неопределенность. Новая ситуация вызывает тревогу; структурирование и понятные шаги ее гасят.
- Сдерживается «завышенная самооценка». Когда у упражнения есть четкий алгоритм, спорить «вообще» сложнее, потому что обсуждаем конкретику шага.
- Минимизируется риск «не зашло». Если одна технология не подходит части группы, мы легко заменяем ее в рамках локального упражнения, не разрушая весь замысел.
- Остается пространство для адаптации. Тренер дает инструменты, участники примеряют к себе и бизнесу, выбирают рабочее.
В начале первой трети тренинга навыков уместны упражнения с высокой структурой и плотной обратной связью тренера как образцы «аналитического» формата. В финале крупные ролевые форматы и «турнирные бои»: длительные сценарии с ролями (жюри, оппоненты, протагонисты), где отрабатывается целое, а не фрагмент.
Второе правило тренинга навыков. В теории двигайтесь от общего к частному
На тренинге навыков, когда даем теоретические блоки, сначала нужно дать общий обзор программы, затем последовательно разобрать типовые темы, и уже после — конкретные ситуации компании. Это не «сухая» теория: кейсы и примеры из реальности должны подключаться сразу, но двигаться от общих принципов к частным конфигурациям.
Приведем пример для управленческого тренинга — алгоритм постановки задач. Как бы ни различались ситуации, ядро одно:
- Передать информацию
- Проверить понимание
- Зафиксировать обязательства
- Договориться о текущем и окончательном контроле
- Обсудить план «Б»
Дальше делим группу на 4–5 подгрупп и примеряем алгоритм к нескольким реальным сценариям. Так теория «спускается» к частному.
А что на тренинге навыков происходит с практикой
Как я уже говорил, в практических упражнениях траектория обратная: начинаем с детально структурированных упражнений (анализ), а к концу переходим к интегрирующим форматам (синтез), где разные темы и технологии сплетаются в единую модель поведения.
В результате в финальных ролевых играх («мелкомасштабная карта» в смысле охвата — видно все поле) нужно разобрать очень конкретные кейсы компании: например, сильный сотрудник «сыпется» на новом типе задач.
С теоретической точки зрения это частный случай; с точки зрения практики — отличный материал для синтеза нескольких функций руководителя: планирование, мотивация, постановка задач, контроль, принятие решений.
Что из этого следует делать бизнес-тренеру
На тренинге навыков начинайте теоретический блок с общего обзора, затем — темы, затем — конкретные кейсы.
Планируйте практику на тренинге навыков по нарастающей: в начале четкие, короткие, «шаговые» упражнения с частой обратной связью; ближе к концу — объемные сценарии и командные форматы с итоговой обратной связью тренера и участников.
Не путайте движения: в теории – «общее — частное», в практике – «анализ — синтез». Именно их сочетание снижает тревогу, удерживает внимание сильных участников и дает группе ощущение целостности.
Если говорить коротко, не пытайтесь «переубеждать» эмоции, дайте структуру. Не надейтесь на силу харизмы, выстройте траекторию. Запомните эти два правила, проверьте на своем тренинге и оцените результат. Согласны ли вы с такой логикой? Ответить можете только вы, используя их на своем тренинге навыков и применяя к своей группе.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Рубрики


