РБК Компании

Почему знакомство молодежи с работодателями должно начинаться в школе

Проведенное благотворительным фондом АФК «Система» исследование карьерных возможностей молодежи показало, что профориентация молодеет
Почему знакомство молодежи с работодателями должно начинаться в школе
Источник изображения: РБК / Rbc.ru
Лариса Пастухова
Лариса Пастухова
Президент благотворительного фонда АФК «Система», доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования

Организатор масштабных профориентационных и просветительских программ, эксперт в сфере образования и проектной деятельности молодежи, социальных инвестиций и развития кадрового потенциала

Подробнее про эксперта

В этом году уровень безработицы в России впервые преодолел отметку ниже 3%. Официальная статистика говорит о неизбежном кадровом голоде, с которым уже сегодня сталкиваются многие отрасли. По оценке Минэкономразвития, к 2030 году российской экономике дополнительно потребуется до 2,4 млн специалистов в то время, как из-за демографической ямы 1990-х гг. число сотрудников в возрасте от 30 до 40 лет сократится примерно на 30%. Поэтому конкуренция за молодежь будет только возрастать. Об этом, в частности, говорили участники сессии «Образовательные программы и карьерный трек. Вклад в будущее кадров» в рамках ESG-конгресса РБК. 

Почему знакомство молодежи с работодателями должно начинаться в школе

Студентов ведущих вузов крупные компании «хантят» уже на первых курсах. Знакомство будущего специалиста с работодателем должно происходить не в вузе, а еще в школе. Сегодня об этом говорят не только работодатели и представители системы образования, но и сами молодые люди, все выше оценивающие важность профориентации.

В 2024 году благотворительный фонд АФК «Система» провел собственное исследование «Карьерные возможности молодежи» среди 1174 студентов старших курсов и выпускников российских вузов и колледжей — участников профориентационных и образовательных проектов на цифровой платформе «Лифт в будущее». Часть вопросов была посвящена ранней профориентации. Так, 74,5% молодых людей, уже выбравших профессию, отмечают, что знакомство молодежи с работодателями должно происходить еще в школе

Почему знакомство молодежи с работодателями должно начинаться в школе

Такой значительный процент «приверженцев» ранней профориентации объясняется тем, что более 66% молодых людей впервые задумались о профессии, которую в итоге выбрали для продолжения обучения, до окончания школы; причем 23,5% сделали выбор еще до перехода в старшие классы.

Почему знакомство молодежи с работодателями должно начинаться в школе

Образовательная программа «Лифт в будущее», которую АФК «Система» развивает уже почти 15 лет, направлена на формирование неразрывной связи «школа-СПО/вуз-работодатель». Проекты корпорации и ее фонда в сфере профориентации и проектного обучения сопровождают молодого человека от момента выбора профессии к первому рабочему месту. Однако вопрос знакомства школьников с конкретным работодателем является важным, но не единственным.

В современных экономических реалиях, требующих высокой квалификации специалистов с профильным образованием, необходимо решить вопрос расширения  «воронки» — привлечения абитуриентов на востребованные специальности. 

При этом особенно важно уделять внимание выбору инструментов взаимодействия с подрастающим поколением. Одним из важнейших критериев, по нашему мнению, является равная вовлеченность в реализацию проектов всех заинтересованных сторон: образовательных организаций, работодателей и самих молодых людей.

Почему знакомство молодежи с работодателями должно начинаться в школе

Результаты нашего опроса только подтверждают данный тезис. Среди наиболее предпочтительных инструментов профориентации молодые люди называют различные форматы прямого взаимодействия с работодателем. Самыми востребованными являются экскурсии в офисы и на производства (84,6%). В то время как профориентационные уроки, которые проводят компании, вызывают высокий интерес (56,4%), те же профуроки, проводимые преподавателями, не получают большого отклика среди молодых людей (15,4%).

Корпорация совместно с работодателями и ведущими образовательными организациями реализует целый ряд проектов, направленных на осознанный выбор будущего профессионального пути школьниками: междисциплинарные проектные смены, открытые уроки о технологиях и профессиях будущего и др.

При выборе инструментов профориентации не менее важно получить ответ на вопрос, что же в большей степени влияет на школьников при выборе профессии? Хотя за последние годы современная школа и общество в целом продвинулись в вопросах профориентации, наибольшее влияние на детей по-прежнему оказывают родители. Так, 56,9% опрошенных молодых людей отметили значительное влияние семьи на выбор их будущей профессии. Второй по популярности ответ — престижность профессии (49%), третий — ее высокооплачиваемость (47,1%) и лишь на четвертом месте — школа (27,5%).

Фонд в реализации своих проектов старается принимать во внимание данный факт. Так, в 2023 году мы запустили серию профориентационных экскурсий для детей и молодежи в офисы и на производственные площадки компаний Группы АФК «Система», которые можно посещать целыми семьями.

Вклад в школьников — действенная мера, которую при этом могут себе позволить далеко не все представители рынка труда – слишком большая «отложенность эффекта» не позволяет решить проблему дефицита кадров здесь и сейчас. Поэтому данный механизм может применяться лишь в комплексе с более быстродействующими инструментами — проектами для студентов и молодых специалистов, направленными на получение прикладных профессиональных навыков и знакомство с реальными работодателями.

Вопросы практикоориентированности обучения сегодня стоят максимально остро. Проблему ощущают не только работодатели, но и сами молодые люди. Почти половина опрошенных нами молодых людей (49%) убеждены, что карьерные возможности выпускников сегодня максимально широки. Однако еще 46% уверены, что найти работу современному выпускнику по специальности — затруднительно. Одним из ограничивающих карьерный старт в выбранной профессии факторов молодежь называет отсутствие опыта: 65% молодых людей отмечают, что полученного профессионального образования без опыта недостаточно, чтобы получить достойную работу по специальности.

При этом сами молодые люди сегодня готовы брать ответственность за свое профессиональное будущее, работать над развитием профессиональных навыков и компетенций и наращивать опыт еще в период обучения. Задача фонда АФК «Система» в данном контексте — поддержать мотивированных молодых людей и предоставить возможности для их саморазвития. Среди таких инструментов, например, стипендиальная программа и стажировки.

В 2024 году благотворительный фонд АФК «Система» запустил проект ознакомительных тематических стажировок, направленный на знакомство молодежи с потенциальными работодателями и получение первого профессионального опыта. По итогам отбора, участие в котором приняли 1435 молодых людей из 74 регионов России, в число победителей вошли 80 студентов и выпускников колледжей и вузов. Прямо сейчас они проходят стажировки в 15 компаниях — ведущих работодателях страны. Еще несколько десятков молодых людей проходят тематические стажировки «Лифт в будущее», направленные на глубокое погружение в производственные процессы.

Сами молодые люди отмечают высокую пользу стажировок: 96% опрошенных молодых людей утверждают, что стажировка может позитивно повлиять на их будущее трудоустройство.

Вместе с изменениями во внешних условиях рынка труда, меняются и сами молодые люди, их ценностные установки. Успешная работа с молодыми специалистами требует четкого отслеживания этих изменений со стороны работодателей. Результаты нашего исследования говорят о том, что главным критерием при выборе первого работодателя для молодых людей выступает возможность карьерного роста (88%), обогнавшая традиционно возглавляющий подобные рейтинги высокий уровень зарплат (73%), на третьем месте по значимости — интересная работа (67%). Показательно также, что сегодня социальная ответственность компании (29%) для молодых людей играет более значимую роль, чем ее масштабность (24%) и престижность (20%).

Источники изображений:

Пресс-служба «Система», РБК / Rbc.ru

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации16.07.1993
Уставной капитал868 500 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Арбат, ул. Моховая, д. 13стр1
ОГРН 1027700003891
ИНН / КПП 7703104630 770301001
Среднесписочная численность259 сотрудников

Контакты

Адрес 125009, Россия, г. Москва, ул. Моховая, д. 13
Телефон +74957370101
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия