РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф

Бизнес в Дубае: 5 ключевых правил для старта

Ведущие юристы фирмы «Городисский и Партнеры» обозначили 5 основных этапов для предпринимателей перед запуском бизнеса в Арабских Эмиратах
Бизнес в Дубае: 5 ключевых правил для старта
Источник изображения: Stock.adobe.com
Сергей Медведев
Сергей Медведев
Партнер, Патентный поверенный РФ, к.ю.н., LL.M., начальник юридического отдела

Специализация: интеллектуальная собственность и информационные технологии; товарные знаки, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных и домены; франчайзинг, дистрибуция и аутсорсинг и др.

Подробнее про эксперта

Дубай — прекрасное место для ведения бизнеса: простота регистрации компании, нулевые или низкие налоги, отсутствие социальных и иных выплат, эффективная защита прав интеллектуальной собственности и возможность распоряжения исключительным правом. С первого взгляда все просто, однако перед началом работы следует учесть некоторые моменты.

Ведущие эксперты филиала юридической фирмы «Городисский и Партнеры» в Дубае Сергей Медведев и Кирилл Кукшев выделили 5 важных моментов, о которых должны помнить предприниматели перед запуском бизнеса в ОАЭ.

Правило 1: Выбор зоны

Для ведения предпринимательской деятельности Дубай разделен на зоны: мейнлэнд и фризоны.

Мейнлэнд компании могут свободно вести бизнес в ОАЭ и за их пределами и облагаются налогом на прибыль по ставке 9%, если годовая прибыль превышает 375 000 дирхамов (около 102 000 долларов США).

Если Ваш бизнес не ведет деятельность в мейнлэнд части ОАЭ и соответствует некоторым другим критериям, возможно стать резидентом фризоны и быть освобожденным от корпоративного налога. Фризоны создаются вокруг одной или нескольких отраслей и имеют определенную инфраструктуру, которая может способствовать развитию бизнеса.

Правило 2: Выбор бизнес-деятельности

В Дубае все виды деятельности разделяются на профессиональные, индустриальные и коммерческие. Если Ваш бизнес связан, например, как с профессиональной, так и с коммерческой деятельностью, то в мейнлэнде потребуется получать отдельные лицензии (другими словами, создавать несколько компаний). Даже объединение определенных видов деятельности из одной категории может оказаться недопустимым в одной лицензии. Во фризонах дела обстоят иначе: за дополнительную плату фризоны позволяют совмещать виды деятельности из разных категорий в рамках одной лицензии. Индустриальные лицензии необходимо получать тем компаниям, которые связаны с промышленностью или производством в ОАЭ.

Правило 3: Получение лицензии и ее продление

Регистрация компании довольно проста. Лицензия выдается через несколько дней после подачи заявления. Однако, в случае если деятельность является регулируемой (например, юридические услуги, архитектурное проектирование, медицинские услуги и т. д.), получение лицензии потребует дополнительных согласований со стороны соответствующих государственных органов и может занять значительное время.

Одним из требований для регистрации компании является договор аренды. Необходимо иметь место (офис) для ведения бизнеса. Как в мейнлэнде, так и во фризонах вы можете использовать реальный офис или виртуальный (во фризонах это называется «флексидэск»). Следует отметить, что открытие банковского счета для мейнлэнд компании с виртуальным офисом может быть достаточно проблематично.

Пошлина за выдачу лицензии не является фиксированной и начинается от 7 000 дирхамов ОАЭ (около 2 000 долларов США) + 5% от стоимости аренды. Фактическая стоимость будет зависеть от вида деятельности бизнеса.

Лицензия в мейнлэнде выдается сроком на 1 год и требует ежегодного продления. Пошлина за продление будет аналогична пошлине при первоначальной регистрации. Во фризоне лицензия может быть выдана на несколько лет, и ее необходимо будет продлить в конце срока ее действия.

Компании в Дубае обязаны иметь уставной капитал. Департамент экономического развития Дубая рекомендует утверждать уставный капитал в размере не менее 100 000 дирхамов ОАЭ (около 27 000 долларов США). При продлении лицензии в мейнлэнде будет необходимо предоставить подтверждение полной оплаты капитала. Во фризонах такого требования может не быть.

Правило 4: Регистрация товарного знака

Как правило, брендом компании, индивидуализирующим ее товары или услуги, является товарный знак, который должен быть зарегистрирован по международной или национальной процедуре. В рамках национальной процедуры товарный знак подлежит регистрации в Министерстве экономики ОАЭ. Без регистрации товарному знаку не может быть предоставлена правовая охрана в ОАЭ, следовательно, исключительное право на товарный знак не возникнет.

Словесные, изобразительные и комбинированные обозначения, а также цвета, цветовые сочетания, цифры, звуки, запахи, голограммы, 3D-знаки и иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в ОАЭ. Товарный знак должен быть новым, обладать различительной способностью и не вводить потребителей в заблуждение относительно товара (услуги) и источника его (ее) происхождения.

В ОАЭ товарный знак может быть зарегистрирован на имя физического или юридического лица (заявителя). Заявитель должен подготовить и подать заявку на товарный знак, которая подается в электронной форме. В заявке на товарный знак приводится макет (образец) товарного знака, его описание, товары или услуги, для которых испрашивается правовая охрана (класс МКТУ), помимо прочих сведений. Одна заявка на товарный знак может относится только к одному классу МКТУ.

Экспертиза и регистрация товарного знака, если не возникает препятствий в процессе рассмотрения заявки на товарный знак, обычно занимает 4-6 месяцев. После одобрения ведомством сведения о товарном знаке публикуются в специальном бюллетене и заявителю выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака и его исключительное право. С момента регистрации товарного знака заявитель становится его правообладателем; он вправе использовать товарный знак любыми законными способами, распоряжаться этим правом, в том числе посредством отчуждения, залога и (или) лицензирования, а также запрещать третьим лицам его использование в случае если они используют его без согласия правообладателя. 

Срок действия правовой охраны товарного знака составляет 10 лет с момента подачи заявки на товарный знак. Указанный срок может быть продлен по заявлению правообладателя неограниченное количество раз, но уже без новой экспертизы.

Правило 5: Франчайзинг

Франчайзинг стал популярной моделью развития бизнеса, и юрисдикция ОАЭ в этом отношении — не исключение. Многие индустрии и сферы предпринимательской деятельности, включая отельную, ресторанную, медицинскую, продуктовую, спортивную, IT и прочие, расширяются глобально именно посредством франчайзинга. В основе франчайзинга лежит договор франшизы, который заключается между двумя сторонами — франчайзером (владельцем бизнеса) и франчайзи (пользователем). Иногда стороны заключают между собой договор о развитии бизнеса, основным элементом которого является продажа франшизы. При этом предметом таких договоров является право на развитие бизнеса на определенной территории и в определенный срок посредством предоставления франчайзером права использования товарного знака и других объектов интеллектуальной собственности (например, объектов авторского права, ноу-хау) для открытия франчайзи торговых точек, магазинов, салонов, кафе, ресторанов и т.д. по готовым стандартам. За предоставление такого права франчайзи выплачивает франчайзеру вознаграждение (роялти), а также иные возможные платежи по договору.

Помимо предмета и вознаграждения, в таком договоре обычно предусматривают: вид франшизы (исключительная или неисключительная) и объем предоставляемых прав, обязанности и ограничения для франчайзи, возможность или невозможность субфранчайзинга, срок действия и порядок расторжения договора, применимое право и порядок разрешения споров, а также иные условия. Как правило, стороны подчиняют подобные договоры английскому или местному праву, выбирая Дубайский международный арбитражный центр (DIAC) в качестве арбитражного (третейского) суда для рассмотрения споров.

Сам по себе договор франшизы или договор о развитии бизнеса не подлежат регистрации в Министерстве экономики ОАЭ. Вместе с тем, если в рамках данных договоров франчайзером выдается лицензия франчайзи на использование товарного знака, и между сторонами заключается отдельный лицензионный договор, то его можно зарегистрировать в ведомстве (по желанию сторон). Регистрация такой лицензии носит не обязательный, а рекомендательный характер.

На практике отношения франчайзинга в основном строятся через местного генерального франчайзи, который сначала приобретает исключительную франшизу на территории ОАЭ, а затем продает несколько неисключительных суб-франшиз в отдельные Эмираты, включая Дубай.

Создание компании, получение корпоративной лицензии, вопросы регистрации товарного знака и развитие бизнеса через франчайзинг — это лишь часть аспектов для запуска бизнеса в Дубае. Также следует учитывать иммиграционные, трудовые, бухгалтерские, налоговые и иные моменты.

Если вы имеете понимание, как все устроено в Дубае, вы сможете справиться со всеми формальностями, связанными с запуском бизнесом, самостоятельно. Однако, даже в этом случае желательно обратиться к профессиональным консультантам с хорошей репутацией на рынке, чтобы все шаги прошли максимально гладко и оперативно.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации03.09.1997
Уставной капитал700 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Красносельский, ул. Большая Спасская, д. 25, стр. 3
ОГРН 1027739045630
ИНН / КПП 7702195561 770801001
Среднесписочная численность268 сотрудников

Контакты

Адрес 129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, д. 25, стр. 3
Телефон +74959376116

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия