Как MONT переходил на отечественные продукты корпоративной коммуникации
В 2023 году группа компаний MONT мигрировала на отечественные программные продукты. Делимся опытом подбора и взаимодействия с вендорами — как это былоПричина
Внутрикорпоративное взаимодействие напрямую влияет на качество бизнеса, а неэффективно выстроенные коммуникации на местах не только приводят к потере рабочего времени, но и могут принести компании значительные убытки. Например, по данным отчета State of Business Communication за первое полугодие 2024 года, из-за плохой коммуникации сотрудники компаний в среднем теряют до 40 часов рабочего времени в месяц.
Выбор подходящего корпоративного мессенджера или платформы видео-конференцсвязи изначально был непростым для ИТ-отделов, учитывая разнообразие предложений на рынке. С уходом зарубежных вендоров эта проблема только усугубилась.
Задача:
Подобрать программные решения для корпоративной коммуникации от российских вендоров, чтобы они соответствовали нашим технологическим потребностям и потребностям наших клиентов.
1. Миграция с Microsoft Teams на систему eXpress
Когда стало очевидно, что риски потери лицензии Microsoft Teams растут, мы приняли решение заблаговременно проанализировать существующие на отечественном ИТ-рынке продукты в рамках корпоративных мессенджеров.
На опыте практического пользования корпоративной платформой Microsoft Teams, которая объединяла в себе более 80% востребованных возможностей, мы составили профиль и карту будущего идеального корпоративного мессенджера.
На наш взгляд, решение должно включать возможности корпоративного мессенджера, телефонии и видеоконференцсвязи. Кроме того, оно должно поддерживать совместную работу с приложениями, комментирование документов и создание групп с возможностью администрирования внутри компании.
После анализа доступных решений команда экспертов MONT пришла к выводам о том, что представленные на российском рынке готовые решения не отвечают в полной мере сложившейся корпоративной культуре компании и привычной модели ее работы. Поскольку у каждого из рассматриваемых вариантов есть свои сильные стороны, которые преобладают в определенных областях, таких как телефония, видеоконференцсвязь или корпоративный чат.
Поэтому для практического тестирования было выбрано сразу три варианта отечественных корпоративных мессенджеров, наиболее близких по заявленным возможностям к Microsoft Teams.
Первый этап пилотного проекта мы провели в контуре ИТ-департамента компании MONT как наиболее технически осведомленном. В результате запуска были сделаны выводы, что система корпоративных коммуникаций eXpress имеет лучшие характеристики, требующиеся для наших задач.
Во-первых, была подтверждена ее совместимость с основными операционными системами: Windows, Android, MacOS, iOS, Linux. Во-вторых, помимо базовых функций, включающего классические возможности мессенджера и видеоконференцсвязи, в eXpress были реализованы интеграции с корпоративными системами
Акцент решения на поддержание высокого уровня безопасности также стал одним из ключевых факторов, склонивших чашу весов в пользу eXpress, поскольку eXpress гарантирует пользователю, что чувствительная информация хранится и обрабатывается на территории России под контролем компании.
К следующему этапу была привлечена фокусная группа пользователей из разных подразделений компании. Условно это была стадия запуска решения в промышленную эксплуатацию и обкатка eXpress в реальных полевых условиях.
В ходе проведения второго этапа пилотного проекта по переходу на eXpress корпоративный мессенджер был запущен в параллель с Microsoft Teams, что позволило нам подтвердить выводы об общности логики и архитектуры решений, а также выявить различия с точки зрения удобства пользования. Например, из-за несовместимости экосистем отсутствовала возможность создания конференции и проверки статуса сотрудников из Outlook в один клик.
Важным моментом перехода стало привлечение к диалогу и процедуре импортозамещения разработчиков eXpress. Сотрудники компании MONT транслировали вендору свои пожелания, которые в последствии находили отражение в дорожной карте релизов eXpress, а эксперты вендора в специально созданной группе в мессенджере отвечали на вопросы и делились планами будущего развития решения.
После проведения серии адаптационных семинаров в стиле вопрос-ответ, нам удалось обеспечить плавный переход компании с Microsoft Times на eXpress. При этом общее время перехода всей компании MONT на решение eXpress с момента начала первого этапа составило не многим более трех месяцев.
В результате мы получили полноценный корпоративный мессенджер с опциями групповых чатов, видеоконференций, интеграции собраний с календарем, демонстрацией документов и рабочего стола, совместной работой с файлами и телефонией.
2. С Adobe Conneсt — на МТС Линк
Что видеоконференцсвязь пользуется повышенным спросом у российских компаний, стало ясно еще в 2020 году, особенно в тот момент, когда на ИТ-рынке стали появляться облачные платформы, предлагающие клиентам использовать серверы и каналы вендора, снимая нагрузку с инфраструктуры и интернет-канала заказчика. Мы начали с подготовки будущего образа и карты, близкой к возможностям Adobe Conneсt. Список «хотелок» получился внушительным.
Идеальное в нашем понимание решение должно предлагать пользователям возможности организации встречи, проведения вебинаров, модерации, разграничения прав доступа, запуска опросов и тестов для аудитории, собственное файловое хранилище и мобильное приложение.
Помимо этого, в карту были включены пожелания об интеграции с распространенными офисными системами, например, от «МойОфис» или CommuniGate, а также с аппаратными терминалами видеоконференцсвязи по протоколам SIP и BFCP с реализацией технологии единого входа SSO.
Первичный выбор вендоров и их решений для видеоконференцсвязи оказался неудачным, и нам пришлось несколько раз повторить процедуру отбора. В новой группе решений для импортозамещения, которые прошли первичное тестирование и отбор в контуре ИТ-специалистов компании MONT, в лидеры выбился МТС Линк, который в то время назывался Вебинар.ру.
Победившее в отборе решение МТС Линк было передано в тестовый доступ фокусной группе, в которую помимо сотрудников ИТ-подразделения компании MONT, вошли организаторы видеоконференций, а также наиболее активные спикеры. От участников второй фазы пилота МТС Линк мы получили обратную связь: все удобно, платформа быстрая и нетребовательная к каналу.
Участники фокусной группы были удовлетворены стабильной работой мобильного приложения и тем, что обновление и администрирование системы лежит на сотрудниках вендора. Например, за счет переноса серверных мощностей и работ по преодолению ограничений емкости канала на сторону вендора была решена одна из критических проблем перехода с Adobe Conneсt, которая заключалась в высоких требованиях к широкополосному интернету и приводила к падению приложения при большом количестве участников вебинара.
В отличие от решения eXpress, которое в большей мере нацелено на обслуживание внутрикорпоративных интересов, в МТС Линк можно проводить встречи и вебинары с клиентами из внешней аудитории. Например, платформа позволяет создать или запланировать встречу в один клик в Outlook, когда гости подключаются к видеоконференции с помощью браузера.
Если обобщить опыт группы компаний MONT по переходу на решения отечественной инфраструктуры, можно выделить две важные особенности:
Первое. Переход на новый программный продукт всегда связан с преодолением ряда психологических сложностей. Пользователи привыкают к определенному сценарию и логике работы и склонны сравнивать новое ИТ-решение со старым — часто начинают с недостатков, подсознательно ищут подтверждение своих негативных ожиданий. Поэтому импортозамещение решений зарубежных вендоров требует времени на адаптацию через фокус группы, вебинары для наглядной демонстрации возможностей нового решения и оперативную и качественную поддержку сотрудников, чтобы непривычное не пугало, а становилось понятным.
Второе. Заказчикам при выборе решения стоит максимально плотно работать с дистрибьюторами ПО и/или вендорами, чтобы заблаговременно понимать дорожную карту будущего развития продукта. Это позволит не только своевременно протестировать и изучить новую функциональность, но и понять потенциал развития продукта в горизонте планирования. Если сейчас решение не имеет полного набора возможностей, то попробуйте оценить дорожную карту — что было уже реализовано и что в планах.
MONT полностью перевела корпоративное общение на российские системы, заместив ранее использовавшиеся платформы от западных вендоров: вместо Microsoft Teams мы используем eXpress, а вместо Adobe Conneсt — МТС Линк.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети