Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная Mainsgroup 8 августа 2025

Хранение в огне: что происходит со страхованием складов от пожаров

Страхование не всегда гарантирует выплату при пожаре. Как минимизировать убытки — директор по корпоративному страхованию брокера Mains Владимир Андрюкин
Хранение в огне: что происходит со страхованием складов от пожаров
Источник изображения: личный архив страхового брокера Mains
Владимир Андрюкин
Владимир Андрюкин
Директор по корпоративному страхованию

В Mainsgroup отвечает за привлечение клиентов, а также разработку и администрирование программ страхования имущественных и финансовых рисков

Подробнее про эксперта

Крупный ритейл периодически сталкивается с многомиллионными убытками из-за пожаров на своих объектах, особенно на складских и логистических комплексах, где хранится большое количество товаров. Страхование может стать инструментом защиты, но для того, чтобы оно действовало в полной мере и покрывало необходимые риски, нужен комплексный подход как к качеству передаваемого на страхование имущества, так и к тексту договора страхования.

Дешево или хорошо

До недавнего времени в России страховщики были готовы принимать объекты складских комплексов на страхование от огневых рисков достаточно свободно и без дополнительных ограничений, кроме разве что складов с очевидно нарушенными нормами пожарной безопасности, направленной в первую очередь на сохранение имущества. Причиной тому были высокая конкуренция и открытые западные рынки перестрахования, которые предъявляли меньше требований к принимаемым на страхование имущественным комплексам.

В последние же годы картина кардинально изменилась. Заметный рост числа и масштабности пожаров, включая резонансные пожары на складах онлайн-ритейлеров в 2022–2024 гг., и отсутствие перестраховочных емкостей привели к необходимости ужесточения требований к риск-защищенности складов и ограничениям в договорах страхования, диктуемых монопольным держателем отечественного перестраховочного рынка — Российской национальной перестраховочной компанией (РНПК).

В частности, речь о складской оговорке, включающейся РНПК во все договоры страхования складских рисков и ограничивающей действие покрытия в отношении огневых рисков в случае нарушения на складе норм пожарной безопасности и/или в случае действий сотрудников, в том числе неумышленных.

При этом, по накопленным нами данным, под действие указанных выше причин попадает примерно 90% пожаров, происходящих на складах и в логистических центрах. Другими словами, подписывая договор страхования с такой оговоркой, собственник объекта соглашается с тем, что с крайне высокой степенью вероятности пожар может быть признан нестраховым случаем и убытки ему не возместят. Естественно, такое положение дел не может устраивать бизнес: зачем тратиться на страхование, если оно не дает полной защиты?

В связи с этим на рынке фиксируется рост числа компаний, готовых значительно увеличить бюджет на страхование имущества для доплаты за отказ от оговорки. Сейчас доля страхователей, которые уже увеличили бюджеты либо намерены сделать это в ближайшее время (до конца 2025 года), в клиентском портфеле Mains составляет более 20% и продолжает расти — это отражает общие настроения рынка. Страховые премии увеличиваются в 3 и более раз: если тариф с включенной оговоркой колеблется на уровне 0,05–0,1% от страховой суммы, то после ее исключения бизнес готов платить 0,25–0,35% и более. Для большей наглядности приведу абсолютные цифры: для среднего бизнеса страховые премии выросли в среднем с 1 млн рублей до 4,5 млн, а для крупного — с 20 до 80 млн.

Такое изменение поведения страхователей оказывает положительное влияние на показатели рынка страхования имущества в РФ. Так, по данным Банка России, в 2024 году суммарный объем премий, собранных по договорам страхования имущества юридических лиц, в том числе товарно-материальных ценностей, хранящихся на складах, вырос на 12,6% и составил 150,9 млрд рублей. Конечно, этот рост обусловлен и ростом числа заключенных договоров, и другими факторами, но, по нашим наблюдениям, рост тарифов при отказе от складской оговорки тоже оказал и продолжит оказывать заметное влияние.

Одновременно с этим выросла и общая сумма выплат по договорам страхования имущества. Причем далеко не всегда можно говорить о росте числа страховых случаев как причине увеличения суммы выплат. Так, доля случаев, причиной которых стали пожары, в 2024 году составила всего 5%, а вот выплаты по ним составляют 37% от общей массы выплат по всем договорам страхования имущества.

Скрытые риски «экономного» страхования

Принимая решение о заключении договора с той или иной страховой компанией, бизнес зачастую ориентируется на стоимость страхования и выбирает наиболее дешевое предложение, рассчитывая на полное покрытие своих рисков, которое, казалось бы, и выходит из пресловутого названия «Страхование от всех рисков». Однако после наступления страхового случая оказывается, что договором учтены далеко не все риски, а некоторые нужные риски и вовсе исключены Правилами или текстом договора. И в данном случае складская оговорка может быть далеко не единственным ограничением.

Так, например, после пожаров на складах маркетплейсов и череды судов выплаты, полученные этими компаниями, покрыли только часть причиненного им ущерба — и все из-за нескольких пунктов в договорах.

И причина таких отказов далеко не всегда кроется в лукавстве страховщика или его нежелании платить. Дело в том, что страхование сравнимо с любым другим бизнесом и продуктом. Каждый дополнительный элемент страхового покрытия — это дополнительный риск, который несет на себе страховщик, и, как и любой другой бизнес, страховщик требует дополнительной премии за дополнительные риски, что, на мой взгляд, вполне оправданно.

Во избежание казусов и для уверенности в том, что договором покрыто именно то, что требуется, современные страховые договоры нужно уметь читать, уходя в малейшие запятые и в особенности в Правила страхования выбранного страховщика. Каждый параграф и предложение могут полностью отменять действие всех иных положений договора и повлечь если не отказ, то затяжной и сложный судебный процесс.

Разбираться в этих тонкостях сложно даже профессионалам с большим юридическим и закупочным опытом, а нанимать профессионала отдельно на позицию страхового администратора просто накладно. За рубежом этот вопрос решается обращением к посреднику — страховому брокеру, который может провести качественный аудит договора. Более того, в некоторых странах корпоративный клиент имеет возможность общаться со страховщиком только при помощи брокера. В России же эта безусловно выгодная для бизнеса практика пока распространена менее широко. Для сравнения: если на Западе услугами профессиональных брокеров пользуются более 90% компаний, то в РФ этот показатель еле достигает 20%.

Мы видим причины такого положения дел на относительно молодом страховом рынке РФ, включающем сложившиеся стереотипы, ряд которых я постараюсь развеять.

  • Обращение к брокеру требует дополнительных затрат. Это утверждение может иметь место только в случае, если клиент решит воспользоваться наименее популярным способом расчетов с брокером и решит оплатить его услуги напрямую из своего кармана. Проще говоря, сверх страховой премии. В случае же, если брокер на основании письма о назначении (к слову, ни к чему не обязывающему клиента) взимает свою оплату в виде комиссии со страховщика, то клиент не только не доплачивает, а получает возможность дополнительной экономии, так как комиссия является частью расходов на ведение дел страховщика (РВД), которая закладывается в любой договор страхования и платится либо внутреннему продавцу, либо отделу, либо брокеру. Дополнительно клиент решает ранее описанный вопрос наличия страхового администратора в штате, так как брокер профессионально возьмет на себя все вопросы, связанные как с заключением, так и с администрированием договоров страхования.
  • Брокер работает на стороне страховщиков, его задача — продать полис. Также расхожий стереотип, не учитывающий важнейший аспект. На стороне страховщиков работают агенты. Их деятельность не лицензирована, и по договору агентского обслуживания они действительно представляют интересы страховщика. Брокерская же деятельность лицензируется ЦБ, и брокер целиком и полностью работает на стороне клиента, представляя его интересы на всем пути, в частности добиваясь необходимого для клиента покрытия за лучшие деньги.
  • Все, что предлагает брокер, можно сделать и самостоятельно. Безусловно. Провести тендер по выбору страховой компании и сравнить предложения многие, особенно крупные, страхователи могут, вероятно, даже лучше, чем брокер, но и ценность брокера не в этом. Как я и писал выше, страхование — это сложный набор элементов, каждый из которых составляет свою стоимость и вносит свои коррективы в покрытие. Отсутствие правильно прописанного ТЗ и, что еще более важно, правильно прописанного договора может свести коэффициент полезного действия страхования к нулю. Хоть и за минимальную стоимость. Если бы мое утверждение не было правдивым, то у брокеров во всем мире уже давно бы не было бизнеса.

Что будет со страхованием дальше

И страховщики, и представители бизнеса признают, что добиться полного соответствия объектов недвижимости требованиям РНПК и нормам пожарной безопасности часто просто невозможно. Причин тут много: и несоответствие зданий складов современным требованиям безопасности, и допускаемые при строительстве, ремонте и эксплуатации зданий ошибки (например, использование материалов или оборудования, применение которых на таких объектах недопустимо или нежелательно), и человеческий фактор, влияние которого в принципе сложно спрогнозировать. Кроме того, это требует серьезных вложений и больших усилий. Вместе с тем основными приоритетами бизнеса по-прежнему остаются безопасность имущества и возможность получить защиту на случай повреждения или утраты этого имущества. Поэтому компании вкладываются не только в совершенствование систем безопасности, но и в страхование без складской оговорки, пусть и по другим тарифам — в конечном счете оно для них все равно выгодно и работает для рынка.

До последнего времени рынок страхования РФ был в состоянии Soft Market, где правила диктовал страхователь, что привело к зачастую неоправданно низким тарифам и негативному влиянию на развитие рынка и способность страховщиков исполнять свои обязательства. Так, для сравнения: стоимость страхования склада на западном рынке может легко превышать стоимость страхования аналогичного склада в РФ в 5, а то и 10 раз, если считать от тарифов, исключающих складскую оговорку. И из-за такой разницы иностранные страховые рынки растут значительно активнее российских. Т. е. повышение тарифов — давно назревшая объективная необходимость, которая может воплотиться в реальность в обозримом будущем.

Несмотря на это, мы уверены, что развитие страхового рынка в РФ продолжится, а количество договоров страхования будет активно расти, как и бюджет на страхование без оговорок, так как стоимость страхования ничтожно мала по сравнению со стоимостью страхуемого имущества, а риски наступления пожара как никогда велики, что делает страхование обязательным инструментом сохранения финансовой стабильности даже самых крупных игроков ритейлового рынка и не только.

Источники изображений:

личный архив страхового брокера Mains

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 36, с. 40, 5 подъезд, 10 этаж, 229 апт.
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия