Как выбрать подрядчика для сопряжения ОСО с РСО
Задача со звездочкой: на что обратить внимание при выборе подрядчика, а также какие требования предъявляются к исполнителю, а какие — к заказчику20 лет работы в сфере ИТ.Founder/CEO в SDS Fusion. Обеспечил физическую защищенность сотен объектов в сфере образования, здравоохранения,объектов Росатома, нефтегазового и промышленного сектора.
Комплексная задача
Сопряжение систем оповещения — это не просто покупка оборудования, а комплекс услуг. В него входит проектирование, поставка оборудования, прокладка кабельных линий, монтаж оборудования, настройка системы и сдача ее в эксплуатацию.
Без этих работ оборудование для сопряжения будет не функциональнее картины на стене. Но чтобы техника работала надежно и эффективно, услуги должны быть выполнены качественно. Далее разберем, как найти грамотного исполнителя в этой сфере.
Критерии выбора подрядчика
При выборе машины, квартиры, одежды и других вещей для большинства из нас качество и безопасность товаров стоит на первом месте. Стоимость тоже важна, но это не основной критерий. В отличие от выбора подрядчика для установки и сопряжения систем оповещения, где, например, по 44-ФЗ выигрывает тот, кто предложит наименьшую цену. Вот только потерять в таком случае можно гораздо больше, чем сэкономить на цене контракта: некачественные материалы и непрофессиональная работа могут привести к поломке оборудования или даже к пожару.
Но и высокие цены — это не гарантия качества и профессионализма. На что же тогда обратить внимание при выборе подрядчика по сопряжению ОСО и РСО?
1. Опыт и компетенции
- Выясните, как давно подрядчик работает на рынке сопряжения ОСО с РСО. Лучше, если это будет срок не менее 3 лет. Накопленный опыт работы, изучение тонкостей и нюансов в своей сфере поможет ему выполнить работу более качественно и с меньшим количеством ошибок. Кроме этого, долго работающий на рынке подрядчик, как правило, является финансово устойчивой компанией. Также он дорожит своей репутацией и будет стараться подходить к работе ответственно.
- Узнайте, есть ли у компании необходимые ресурсы: персонал, оборудование, материалы. Прежде всего, посмотрите в открытых источниках ее численность. Если указано 1 или 2 человека, то, скорее всего, у организации нет собственных инженерных ресурсов, и она пользуется услугами субподрядчиков. В этом нет ничего страшного, но важно понимать, чем занимается компания, и где она может быть некомпетентна. Например, ваш исполнитель пользуется услугами стороннего монтажника кабельных линий. Но именно исполнитель отвечает за качество работы нанятого им специалиста, а значит, должен разбираться в нюансах монтажа и пусконаладки, знать требования пожарной безопасности, ГОСТы, которые регламентируют, какие типы кабелей можно прокладывать и где. Так, в ГОСТе 31565-2012 указано, что в детских, дошкольных и образовательных учреждениях, в специализированных домах престарелых и инвалидов, в больницах и в других социальных объектах используются низкотоксичные кабели LSLTx. А значит, недопустимо прокладывать кабели с другой маркировкой. Кроме этого, нужно понимать, как прокладывать разные типы кабелей: в гофротрубе или кабель-каналах, крепить их к потолку или к стене, через какое расстояние. Если упустить эти моменты, то объект сдать не удастся, будут предписания пожарного инспектора, потребуется перепрокладка кабеля. А после этого нужно переделывать другие работы, перенастраивать оборудование и в результате — срыв сроков сдачи работ.
- Обязательно изучите портфолио подрядчика. Хорошо, если в нем будут проекты, схожие с вашим по масштабу и сложности. Отзывы можно найти в интернете, как на сайте самой компании, так и на специализированных форумах. Также поинтересуйтесь контактами предыдущих заказчиков — компания, уверенная в своей репутации, сразу и без заминки предоставит вам такую информацию. Если откажется — лучше поискать другого исполнителя.
- Проверьте наличие у компании необходимых лицензий и разрешений. Специалист должен пройти обучение на заводе изготовителе блоков сопряжения и иметь соответствующий сертификат. Должен иметь допуски на работу с электрикой (до 1000 В), работу на высоте, обладать подтвержденными знаниями в области охраны труда и получить минимальные знания о правилах противопожарной безопасности при проведении работ на объектах. Желательно, чтобы специалист имел профильное технологическое образование. Дополнительной защитой от недобросовестных исполнителей для заказчика будет наличие у компании специалистов, сертифицированных по менеджменту качества (в соответствии с ГОСТ Р ISO-9001-2015), а также в сфере экологического менеджмента (в соответствии с ГОСТ Р ISO 14001-2016) и системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (в соответствии с ГОСТ Р 45001-2020). Не лишними будут и сертификаты соответствия на выполняемые работы и оказываемые услуги в части электронной техники. Также компания должна иметь допуск саморегулируемой организации (СРО) на проектирование и строительно-монтажные работы. Иметь лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для того, чтобы настроить канал связи между ОСО и АПУ РСО региона.
2. Подход к работе
- Запросите подробный план работ. Помимо поставки оборудования он должен включать в себя:
1. Монтаж оборудования на стену или в стойку оповещения (в зависимости от типа оборудования сопряжения).
2. Прокладку электрического кабеля для подключения оборудования сопряжения к гарантированному питанию.
3. Прокладку сетевого кабеля (UTP категории 5e) до роутера сетевого оператора региональной системы оповещения на объекте.
4. Проведение пусконаладочных работ, программирование.
5. Если оборудование имеет модем для организации беспроводного канала связи, то требуется выполнить установку специализированной сим-карты и провести настройку оборудования сопряжения на работу с ней в защищенной сети оповещения.
6. Совместно со специалистом, который обслуживает объектовую систему оповещения о ЧС на объекте провести соединение между системами (в случае такой необходимости).
7. Осуществить проверку работоспособности каналов связи
8. Подготовить заявку по форме и подать ее в уполномоченный орган власти (в Москве это ГБУ «Система 112»).
9. Получить подтверждение от уполномоченного органа и оплатить счет на выезд специалиста.
10. Обеспечить присутствие своего специалиста на приемке инженером от уполномоченного органа на объекте сопряжения.
11. Получить протокол (акт) о работоспособности и выполненном сопряжении (подключении) на пульт региональной системы оповещения уполномоченного органа власти.
- Обсудите смету: она должна быть прозрачной и понятной, без скрытых платежей.
- Уточните сроки выполнения работ. В среднем сопряжение выполняется в период от 30 рабочих дней. При этом за указанное время можно смонтировать и сдать от одного до пары десятков объектов. Большая часть времени тратится на выезд специалиста из уполномоченного органа власти.
- Узнайте, предоставляет ли компания гарантию на работы. Подрядчик должен отвечать за монтаж, укладку кабелей, качество используемых материалов, подключение оборудования. Обычно срок гарантии составляет один год. Однако если последующее техническое обслуживание (ТО) производится другой организацией, то в случае выхода из строя оборудования после ТО, компания, которая устанавливала данное оборудование, вправе отказать в гарантийном обслуживании. Поэтому лучше отдавать предпочтение компаниям полного цикла, которые занимаются всем: консультированием, проектированием, поставкой оборудования, монтажными и пусконаладочными работами, предоставлением каналов связи и техническим обслуживанием. Они имеют наибольшие компетенции и понимают все процессы работы с оборудованием, его поддержания работоспособности, проектирования, обслуживания. И вы точно будете знать, с кого спрашивать.
Зона ответственности заказчика
Впрочем, требования предъявляются не только к исполнителю. Доля ответственности лежит и на заказчике работ по сопряжению ОСО с РСО. Какую информацию и документы заказчик должен предоставить подрядчику:
- Местонахождение объекта. Важно понимать, где проводятся работы по сопряжению, так как в каждом регионе России свои постановления (напомню, в Москве это 795-ПП), в которых прописаны особые условия подключения и соединения систем оповещения.
- Проектную документацию на объект, систему оповещения, сети связи. В проекте может быть заложена устаревшая система оповещения, которая по законодательству региона не подходит к данному объекту, поэтому важно увидеть эти ошибки и исправить их до начала монтажа ОСО. Также по проектной документации оцениваются масштабы работ и приблизительная стоимость. Если проектной документации у заказчика нет, то он должен попросить подрядчика провести обследование объекта. При отказе это сделать, можно смело выбирать другого исполнителя. Скорее всего, у компании нет ресурсов, инженеров, чтобы провести обследование.
- Техническое задание (ТЗ) на сопряжение ОСО с РСО. В нем должны быть прописаны: какой тип оборудования потребуется, его технические характеристики, какие виды работ необходимы (поставка, монтаж и настройка оборудования, пусконаладочные работы, проверка работоспособности технических средств, оформление документов), место и способ монтажа оборудования, сроки выполнения работ и так далее. К слову, техническое задание должно быть основано в первую очередь на требованиях актуальных Технических условий (ТУ) на сопряжение. Быстро оформить заявку на получение ТУ (например, для Москвы) можно на сайте.
- Предоставление доступа к объекту. Обеспечение электроснабжения и других необходимых условий для выполнения работ.
- Предоплату за выполнение работ или в соответствии с требованиями закупочной политики организации заказчика.
Также важно помнить, что за создание и поддержание работоспособности систем оповещения отвечает собственник (руководитель объекта). Он несет персональную ответственность (уголовную и административную в виде штрафов). А значит, в интересах заказчика не просто выбрать надежного и грамотного подрядчика, но и контролировать его работу на всех этапах.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети