Что такое франшиза и для кого это работает
«Я что, буду платить просто за название компании?!» Специалист в области франчайзинга и масштабирования бизнеса Дарья Сарапулова объясняет, что такое франшизаПредприниматель с многолетним опытом, специалист в области франчайзинга и масштабирования бизнеса, выпускница Сколково, сооснователь крупнейшей сети в недвижимости Zoltor
Многие предприниматели относятся к франшизе заведомо негативно. Но я фанат этой бизнес-модели. И сейчас расскажу, почему.
- Франшиза — это бизнес-модель, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) право использовать свой бренд, бизнес-модель и операционные методы в работе. Оплачивая паушальный взнос, франчайзи получает поддержку и помощь в налаживании бизнес-процессов от франчайзера и известное имя, к которому есть доверие у клиента.
Самый важный ресурс в жизни — время. И хорошая франшиза — это, по факту, экономия времени. Получая в работу налаженные бизнес-процессы, вы не набиваете те шишки, которые за вас уже набили фаундеры проекта. К моменту продажи франшизы изучен рынок, все подводные камни, проверены технологии и проанализированы результаты. Приобретая франшизу, вы в первую очередь получаете опыт успешной компании, как положительный, так и отрицательный. Именно за это платится паушальный взнос и роялти.
Кому стоит работать по франшизе
Если вы только задумываетесь об открытии собственного бизнеса, то франшиза станет оптимальным вариантом для успешного старта. Она позволит вам попасть «под крыло» опытных франчайзеров и при этом попробовать себя в нише, получить опыт и сформировать собственное мнение. Управляющая компания будет помогать вам на каждом этапе, работать, как «подтяжки», потому что ваш успех или неуспех — это либо укрепление, либо урон репутации компании-франчайзера. Они действительно хотят, чтобы ваш проект «выстрелил», ведь это создает положительную динамику для всех участников сделки!
Именно поэтому франшиза — один из лучших вариантов открытия первого бизнеса или проекта в новой нише. Вы оказываетесь в безопасности, с поддержкой и при этом получаете твердый результат.
И даже если вы открываете уже далеко не первый бизнес, то работа по франшизе станет отличным способом получать прогнозируемый результат и беречь время, осуществляя целевые проверенные действия. Вам не потребуется проводить тесты и эксперименты, выделять время на получение и анализ результатов. Все это уже было опробовано и отработано за вас. И теперь франчайзи получает доступ к лучшим технологиям ниши!
Обратимся к статистике. По исследованиям Franshiza.ru:
- На начало 2024 года в России насчитывается около 3 445 франшиз. А за 2023 год на рынке прибавилось порядка 320 франшиз, при этом число франшиз, ушедших с арены, составит менее 130 проектов.
- Среди новых проектов, практически 95% — российские бренды! Многие смогли адаптировать свои бизнес-процессы после событий 2022 г. и успешно продолжают работу.
- Средний возраст жизни франшиз на начало 2024 года составляет 5,8 лет. Это создает повышение качества российского рынка франчайзинга.
Эти цифры наглядно доказывают, что развитие бизнеса через модель франшизы имеет успех.
Кому не стоит покупать франшизу
Франшиза не подойдет людям-творцам. Тем, кто сформировал уникальную философию своего бизнеса и хочет внедрить ее в каждую составляющую деталь. Если вы хотите разрабатывать личную методику и «секретный соус», тестировать, проверять и дорабатывать — франшиза не будет лучшим выбором, потому что рано или поздно возникнет конфликт философии бизнеса.
Подведем итог
Если вы решили строить бизнес по франшизе, то вы можете получить:
- Прогнозируемый и понятный результат;
- Рабочие методики и выстроенные бизнес-процессы;
- Поддержку и заботу от управляющей компании;
- Готовое решение любого вопроса;
- Экономию времени;
- Упрощение жизни.
Но при этом лишаетесь свободы в принятии тех или иных решений.
А если вы решили отказаться от идеи бизнеса по франшизе, то вы:
- Создаете и транслируете уникальное видение и философию проекта;
- Имеете полную свободу выбора.
Но и при этом:
- Набиваете немалое количество шишек, нарабатывая опыт;
- Тратите время на ожидание и анализ результатов ваших действий;
- Имеете больший риск не реализовать поставленные цели проекта;
- Справляетесь со всем самостоятельно, без помощи успешного наставника.
Но не так давно на рынке появился альтернативный концепт неофраншизы — франшизы без требования к ребрендингу.
Работая по ней, у франчайзи есть возможность развивать бизнес под собственным именем, при этом используя рабочие инструменты и проверенные техники неофраншизы.
Используя модель неофраншизы, вы получаете:
- Возможность использовать проверенные методы работы в любой нише, благодаря отсутствию требования к ребрендингу;
- Собственное название бренда;
- Все остальные плюсы построения бизнеса по франшизе.
При этом стоит помнить, что, при выстраивании бизнеса под собственным названием, вам будет необходимо самостоятельно формировать клиентскую базу и их доверие к бренду. И это, пожалуй, минус данной модели.
В каждом варианте есть свои положительные и отрицательные стороны. Хорошая новость в том, что сейчас рынок предлагает достаточное количество вариантов, а нам остается решить, какой из них максимально подходит для нас!
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети