РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Как предпринимательские сообщества могут влиять на города

Что такое предпринимательские сообщества и какое отношение они имеют к развитию города
Как предпринимательские сообщества могут влиять на города
Источник изображения: Мурунов Святослав / Личный архив компании
Святослав Мурунов
Святослав Мурунов
Академический руководитель направления «Города будущего» в Глобальном университете Рыбакова совместно с МФТИ, эксперт по комплексному развитию территорий

Российский урбанист, эксперт по комплексному развитию территорий. Имеет богатый опыт в проектном менеджменте, реализуя крупные проекты в сфере урбанистики, образования и событийного менеджмента

Подробнее про эксперта

В целом, сообщество — это самоорганизованная группа людей, то есть это живая организация, которая объединена вокруг индивидуального проживания общественного блага. То есть людей объединяют либо какие-то темы, либо деятельность, либо возможность достигать интересов, которые сложно достигаются индивидуально. 

А предприниматель — это особая фигура для города, потому что по сути города создавались в каком-то смысле предпринимателями. Это определенная социальная роль, которая позволяет создавать полезное общественное благо. Например, он создает услуги, изготавливает товары, разрабатывает технологии и т.д. И цель у предпринимателя — это всегда производство изменений, но с одной стороны, максимально конкретных и востребованных, а с другой стороны, приносящих удовлетворение самому предпринимателю.

Когда предприниматели объединяются в сообщества у них может быть несколько целей. Во-первых, это защита существующего рынка и лоббирование интересов. Мотивация предпринимателя, как правило, следующая — мы местные, мы платим налоги, мы создаем рабочие места, мы не только предприниматели, но мы еще и горожане, горожане-патриоты, поэтому защита и развитие собственного рынка является некой целью. И в том числе, кстати, цель регулирования, саморегулирования этого рынка, потому что появление, например, новой парикмахерской на районе не увеличивает количество волос в этом районе, поэтому существующие бизнесы могут разориться. И предприниматели объединяются с целью саморегуляции. Они обсуждают, нужно ли нам столько ресторанов, строительных компаний, производств, есть ли смысл инвестиций или нужно направить мотивацию в другие русла.

Второй тип сообщества — это территориальные, но как правило их мало, поскольку предприниматели, живущие на одной улице или районе, редко объединяются вместе, поскольку опыт предпринимательской культуры у нас еще молодой. Но это является мощным сообществом, потому что позволяет участвовать в развитии территории. Например, предприниматели района Амалиенау в Калининграде, связанные со сферой услуг, могут быть агентами влияния в администрации города по разработке новых туристических маршрутов. Во-вторых, они могут защищать район от какого-то сильного потрясения, изменения, например, от девелопмента, когда сносятся исторические объекты, которые являются реальными магнитами для туристического трафика, и это может убить этот малый бизнес. Плюс локальный бизнес и локальное объединение предпринимателей может выступать таким коллективным меценатом, поддерживать местную школу, парк, события, потому что это тот источник ресурсов, который формируется покупательской способностью жителей либо туристов этого района. С этой точки зрения, предприниматели, зарабатывающие на районе, конечно же, часть прибыли могут реинвестировать или меценатским способом направлять на некоммерческие проекты, тем самым управляя балансом, потому что чем ближе мы находимся к проблеме, тем точнее способ ее решения.

По сути, предпринимательские сообщества, являются ключевыми акторами для создания городской экономики. Сейчас городская экономика у нас выглядит очень странно. Она сформирована, скорее всего, и действиями государства, и приватизацией 90-х годов, и существующими экономическими стратегиями, и процессами монополий и финансово-промышленных групп, и каким-то небольшим малым бизнесом, который в городе появился стихийно и до сих пор еще существует, и IT-компаниями, которые в городе народились и начинают зарабатывать капиталы, и так далее. С этой точки зрения городская экономика сейчас находится в такой фазе некой пересборки. И если смотреть на эти профессиональные объединения — торгово-промышленные палаты, Деловую Россию, Опору России, то видно, что экономические объединения предпринимателей и бизнеса находятся в разных фазах развития, в разной степени осознания, что такое город и чем они занимаются, кто есть еще и на что влияет. Но по сути до конца не формируют экономическую модель города как совместной кооперации. Девелопер заказывает светильники из Китая, архитектора из Москвы, ландшафтного дизайнера из Праги, посадочный материал из Литвы и т.д. То есть пока предприниматели не научились оставлять каждый рубль в своем сообществе (в локальной экономике), и поэтому все существующие объединения чаще всего пытаются добиться преференций от администрации, вместо того чтобы с друг другом договориться о мощной кооперации и партнерстве. Но на мой взгляд, предпринимательское сообщество начинает активно, публично влиять на развитие города, и мы находимся в такой фазе, когда сообщества предпринимателей пересобираются, переформатируются. С другой стороны, как раз вопросы влияния этих сообществ непосредственно на собственную отрасль, территорию, выработку решений, стратегию, общественные процессы, образование, культуру становятся более очевидными.

Мы находимся на том этапе развития, когда появление, трансформация городских клубов и предпринимательства, как субкультура, может превратиться в территориальные предпринимательские сообщества, способные создавать фонды развития и выступать акторами городского развития тех или иных проектов, либо создавать профессиональные городские ассоциации, которые будут описывать себя как отрасль и влиять на смежников.

Появление ассоциаций, сетей, конгломератов, консорциумов и появление в городской практике таких форм взаимодействия, как программа, стратегия и форм реализации этих программ, стратегий, фонды, меценатские какие-то структуры, публичные проекты — в будущем, скорее всего, нас ждет эта история, потому что заказчиком на развитие города должно выступать, конечно же, городское сообщество. Оно является одновременно и заказчиком, постановщиком задач, и участником реализации этих стратегических целей. Сейчас у нас все пока наоборот.

В исследовательских проектах Глобального университета Рыбакова по направлению «Города будущего» (анкета про города будущего, анкеты горожанина и экспедиции) ближайшие задачи — это сборка стратегических советов и внедрение технологии «портфель брендов» (объединение держателей локальных брендов территорий). Эти ближайшие формы объединения позволят городу, как консорциуму разнообразных акторов, вырабатывать стратегию поведения, как внутри города (вовлечение жителей, создание для них условий развития), так и вовне (конкуренция за ресурсы, за внимание, инвестирование в какие-либо фестивали и события, отстройка от конкурентов, решение каких-то сложных задач, связанных с экологией, с предпринимательством и т.д.).

Мне кажется, ближайшее будущее — это появление сложной модели городской экономики. Также это появление неформальных, негосударственных структур, объединение неполитических структур. И возможность этим структурам вступать в коллективное взаимодействие через разные форматы. Поэтому нас ждут меценатские проекты, связанные с культурной средой, поддержкой художников, искусства, с образованием — со школами, колледжами, частными или публичными университетами.
Как предпринимательские сообщества могут влиять на города

Нас ждут проекты, связанные с развитием форм взаимодействия, то есть поддержка объединения и самоопределения людей, появление клубной инфраструктуры, комьюнити-центров. И уход от такого потребительского отношения к бизнесу, когда бизнес просто воспринимается как спонсор либо как некий капиталист, который зарабатывает на городе. То есть нас ждут тектонические, идеологические изменения, в которых предпринимательские сообщества должны принять активное участие. И нас ждут внутренние процессы, усложнение внутренних процессов, которых сейчас явно в городах не хватает, усложнение за счет смены подходов к выработке решений (от я-герой к мы-диалог), перераспределению ответственности, через образование как ключевой способ понимания и принятия других.

Источники изображений:

Мурунов Святослав / Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации30.06.2016
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Аэропорт, пр-кт Ленинградский, д. 36 стр. 11, эт / Ч. каб 2 / 202
ОГРН 1167700059790
ИНН / КПП 7702403010 771401001

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия