Как превратить пищевой институт в центр инноваций
Стартап-студия РОСБИОТЕХа с 2022 года запустила 10 стартапов в области биотехнологийОснователь и руководитель Фонда поддержки молодых профессионалов «КАРЬЕРА». Директор стартап-студии Университет «РОСБИОТЕХ»
Университет РОСБИОТЕХ появился в Москве в 2022 году после ребрендинга еще советского Института пищевых производств. Вуз не только сменил вывеску, но и расширил профиль — в XXI веке многие биотехнологии вышли за рамки пищевой индустрии, появились новые направления. В том же году в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в университете открылась одноименная стартап-студия, где готовят «Полезный суп», разрабатывают энзимные зубные пасты и лизаты для косметической промышленности. Как вузы учатся делать бизнес из научных идей и где брать гипотезы для стартапов рассказал руководитель стартап-студии РОСБИОТЕХ Михаил Груздев.
— Какая сейчас специализация у Росбиотеха? Это по-прежнему институт пищевых производств?
— Нет, конечно, смотрите шире. У нас два кампуса в Москве — на Волоколамском шоссе в районе метро Сокол (Северный АО) и на улице Талалихина (ЦАО). В университете ведутся разработки по самым разным направлениям — это функциональные продукты питания, нутрициология, биотехнологии, здоровьесберегающие технологии. Серьезная работа ведется по биоразлагаемой и функциональной упаковке. У нас есть филиал в подмосковном городе Пущино, который занимается биомед-проектами. Мы планируем по всем этим направлениям вести разработку стартап-проектов и максимально коммерциализировать те научные разработки, которые ведут ученые нашего университета. В том числе, за счет ресурса стартап-студии и тех возможностей, которые дает Платформа университетского технологического предпринимательства.
— Сколько сейчас проектов у вашей студии?
— Стартап-студия была создана в 2022 году. С тех пор у нас уже заработали 10 стартапов. Кроме того, в воронке наших проектов еще около 20 разработок, которые мы готовим для рассмотрения на инвестиционном комитете. Эти проекты в разных стадиях готовности. Многие из них уже с продуктом, у кого-то есть прототип, некоторые на стадии гипотез, которые мы проверяем. За последние несколько месяцев у нас очень заметный прогресс — несколько наших стартапов получили новый раунд финансирования. За полтора месяца мы зарегистрировали 6 новых проектов, которые тоже получили финансирование и продолжают активную работу.
— Откуда берутся гипотезы для стартапов?
— В основном, мы стараемся находить проекты внутри университета. Это разработки наших кафедр. Кроме того, мы плотно взаимодействуем с индустрией и экспертным сообществом, некоторые идеи приходят от них. Ну и наши партнеры. Мы в сотрудничестве с ними работаем над несколькими проектами и уверены в успехе.
— Расскажите про проекты, которые уже продвинулись дальше гипотез.
— У нас есть несколько стартапов, которые родились в стенах университета. Например, «Полезный суп». Это линейка функциональных коллагеновых бульонов. Проект уже получил второй раунд финансирования. Сейчас он стал резидентом «Сколково» и готовится выпустить тестовую партию продукта. Мы его активно развиваем, в прошлом году проект был представлен на отраслевой выставке в Сочи. Планируем развивать этот проект в направлении вендинга: хотим занять нишу функциональных бульонов и супов, которые можно покупать через вендинговый автомат.
Также в университете есть проект по переработке пластиковых отходов и производству из них декоративных панелей. Он тоже получил два раунда финансирования, недавно команда смонтировала пресс для производства и выпустила пробную партию продукта. Сейчас идет доработка технологии.
Еще один наш проект — интеллектуальная система диагностики промышленного оборудования. Это система, основанная на искусственном интеллекте, отслеживает параметры оборудования и позволяет предотвратить поломки. У стартапа уже есть первые продажи.
Есть также проекты, выросшие из трека «стартап как диплом». Это, например, линейка зубных паст с активными компонентами — энзимами. Проект быстро растет. Мы готовимся к выпуску тестовой партии. Хотя, еще недавно студенты защищали по нему свою дипломную работу.
— Вы работаете преимущественно в домене (технологическом направлении), связанном с биотехом?
— На самом деле мы рассматриваем сразу несколько доменов. Да, все, что связано с биотехнологиями, — это наш приоритет, но мы сейчас хотим также расширить нашу деятельность в области АПК. Тем более, что агрокомплекс и биотех — это достаточно переплетенные между собой технологические области. Мы хотим серьезно поработать в аграрном направлении, заключили соглашение с Россельхозбанком и будем выстраивать с ними взаимодействие по работе с воронкой стартапов, которые находятся в их поле зрения. Кроме того, мы намерены генерировать и собственные проекты: у нас на кафедрах есть достаточно серьезные разработки, касающиеся агротехнологий. Не буду вдаваться в подробности, но, в ближайшее время мы планируем их вывести на рынок.
— АПК весьма высококонкурентная область. Как РОСБИОТЕХ будет конкурировать с другими игроками на этом поле?
— У нас серьезные намерения, мы точно понимаем, что и как делать, плюс мы наладили взаимодействие с отраслевыми игроками. Помимо Россельхозбанка, у нас много индустриальных партнеров, как в рамках университета, так и в рамках стартап-студии. Это крупные игроки пищевого и аграрного сектора — достаточно большие компании, которые на этом рынке широко представлены и тоже занимаются инновационными разработками. Мы выполняем часть их задач — работаем с теми направлениями, которые им интересны, но, может быть, не так масштабны, чтобы запускать собственные R&D. Тем не менее, мы решаем для них какие-то микрозадачи, которые в последствии могут вырасти в большие проекты.
— Какие, на ваш взгляд, главные вызовы стоят сейчас перед университетскими стартап-студиями?
— Самый главный вызов — это проблема коммерциализации тех научных идей, которые существуют в университете. На самом деле наш университет очень богат на разработки. Я думаю, что это не только наша проблема, когда ученые не умеют работать в бизнес-среде. Порой им очень трудно направить разработку таким образом, чтобы это было интересно рынку.
Наша задача как раз в том, чтобы на ранней стадии формирования гипотезы внутри университета она получала рыночное направление и далее в нем двигалась. Для этого мы очень плотно работаем с кафедрами. Наша команда кропотливо отслеживает все технологические разработки и помогает выстроить правильную траекторию работы над проектом. Мы эту работу выстраиваем в течение уже нескольких лет и сейчас она начинает давать свои результаты.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты