К концу года дефицит кадров в ЖКХ и курьерской доставке достигнет 30%
По прогнозам HR Tech платформы Наймикс, уже в третьем квартале дефицит курьеров составит 20%, а в ЖКХ — и вовсе треть от необходимой численности персонала
Ключевой причиной называют ужесточение миграционной политики и отток трудовых мигрантов. В 2024 году в России работали более 7,5 миллионов иностранных граждан. Отечественный бизнес всегда рад сотрудничеству с иностранцами, особенно охотно их приглашали на массовые линейные позици. Поэтому до недавнего времени достаточно часто можно было увидеть уроженцев стран СНГ в качестве курьеров, грузчиков, дворников, сантехников, слесарей, плотников, уборщиков. Однако с марта 2024 года наблюдается поэтапное ужесточение миграционной политики: ужесточение санкций за незаконную миграцию, увеличение стоимости трудовых патентов для безвизовых иностранных граждан, сокращение срока пребывание безвизовых инсотранцев на территории РФ вдвое, создание реестра контролируемых лиц и т.д.
Эти и ряд других законодательных мер стали причиной массового оттока трудовых мигрантов из России. В 2024 году страну покинули два миллиона иностранцев. По прогнозам экспертов, еще миллион иностранцев, которые работали в нашей стране, до конца 2025 года вернутся на родину. Сектор доставки не один год опирался на ресурс трудовых мигрантов. В крупных городах 60-80% пеших курьеров — иностранцы. Поэтому этот сегмент бизнеса весьма чувствителен к ограничительным мерам и оттоку трудовых мигрантов.
«К сожалению, кадровая ситуация в сферах ЖКХ и курьерской доставки — закономерное следствие ужесточения миграционного законодательства, — объясняет Валерия Воробьева, коммерческий директор платформы для подбора и сотрудничества с внештатным персоналом «Наймикс». — С каждым днем иностранным гражданам становится все сложнее работать в России. В 51 регионе уже действует либо полный запрет на работу трудовых мигрантов, как, например, в Красноярском крае, либо ограничения на некоторые виды деятельности. Так, безвизовые иностранцы, работающие по патентам, не могут быть курьерами в 12 регионах страны, в том числе в Крыму, Саратовской области, Санкт-Петербурге. А в северной столице, например, 20% курьеров — а это почти 12 тысяч человек — составляли именно иностранцы. Аналогичная ситуация в ЖКХ — иностранцам, работающим по патентам, теперь нельзя быть дворниками или слесарями в 14 регионах. Как бизнесу в одночасье залатать такую кадровую дыру? Тем более речь идет о линейных, рабочих позициях, за которые компании не готовы много платить, а потому отечественных специалистов они не привлекают. И это все на фоне уже острого кадрового голода».
В 2025 году с нехваткой персонала, по различным данным, столкнулись 86-90% российских компаний, а общий дефицит кадров оценивается в 4,8 миллионов человек. Нехватка персонала в сфере ЖКХ сегодня составляет 20% — и линейных и высококвалифицированных специалистов, а по некоторым позициям доходит и до 50%. Дефицит курьеров оценивается в 250 тысяч человек, однако перед черной пятницей и новогодними праздниками эта цифра может достичь 300 тысяч.
Сложившаяся ситуация в ЖКХ в обозримой перспективе ведет к снижению качества жилищно-хозяйственных услуг, задержкам ремонтных работ. Перебои с курьерами ставят под угрозу прибыль компаний из-за долгой доставки и массового недовольства клиентов. По мнению коммерческого директора Наймикс Валерии Воробьевой, дополнительные финансовые издержки ждут не только бизнес, но и потребителей.
«Из-за нехватки рабочих рук компании будут вынуждены повышать зарплаты россиянам, готовым занять вакантные места. Это приведет к росту себестоимости продукции и услуг и, как следствие, к повышению цен на товары и услуги. В июле уже тарифы на ЖКХ выросли в среднем на 12% по стране, и есть вероятность, что это не конец. Необходимое повышение зарплат в ЖКХ заложат в тарификацию, то есть оно в том числе ляжет на плечи людей. Если говорить о курьерской доставке, то, популярные продуктовые агрегаторы закладывают логистику в цену товаров, что приведет к росту конечной стоимости продуктов в приложении. В сегменте готовой еды и срочной доставки стоимость логистики может составлять до 20-25% от чека. Конечно, часть финансовой нагрузки компании переложат на клиентов — либо в виде прямого удорожания доставки, либо через повышение минимальной суммы заказа», — считает Валерия Воробьева.
Помимо финансовой нагрузки, эксперт отмечает риск развития теневой занятости трудовых мигрантов. По ее мнению, необходим диалог с представителями федеральной власти и региональных государственных органов, чтобы найти компромисс между мерами безопасности и интересами бизнеса и отечественной экономики в целом.
Также одним из решений эксперты платформы Наймикс видят автоматизацию процессов в сферах ЖКХ и курьерской доставки: привлечение внештатного персонала через цифровые платформы, гибкий график и гибкая система оплаты труда, цифровые диспетчерские и т.д Эти меры помогут бережно использовать кадровый ресурс, а в долгосрочной перспективе позволят снизить потребность в ручном труде.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



