РБК Компании

Туннельное мышление: как помочь сотрудникам расширить взгляд на мир

Руководитель отдела подготовки обучения МИПИП рассказывает, почему туннельное мышление влияет на качество работы и как помочь сотрудникам его преодолеть
Туннельное мышление: как помочь сотрудникам расширить взгляд на мир
Александра Никитина
Александра Никитина
Руководитель отдела подготовки обучения МИПИП, методолог, преподаватель

Руководитель отдела подготовки обучения МИПИП, методолог, преподаватель

Подробнее про эксперта

Туннельное мышление это когнитивное искажение, при котором человек смотрит на проблему узко, часто основываясь только на своем предыдущем опыте решения подобной задачи. И если в типовой ситуации оно помогает сэкономить силы и быстро принять решение, то в новых условиях может сыграть злую шутку. 

Обычно туннельное мышление — это способ уйти от сложных или непонятных задач. Так устроен весь наш мозг: он ищет наиболее понятные, известные и простые пути решения. Однако в работе это мешает развитию, прогрессу и росту как специалиста, так и компании в целом. Именно поэтому важно выходить за рамки и помогать это делать своим сотрудникам. Для этого можно пользоваться различными стратегиями:

  • развивать у сотрудников творческое мышление путем использования инструментов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): именно творчество позволяет находить новые решения на основе имеющегося опыта в известных условиях.
  • проводить тренинги и сессии внутри команды для предотвращения туннельного мышления;
  • ставить открытые вопросы внутри отдела/команды для побуждения к развитию креативного (творческого) мышления.

Кроме того, с точки зрения психологии человек может использовать различные методы и приемы для предотвращения туннельного мышления самостоятельно:

  1. Медитации помогают разгрузить мозг, а это в свою очередь влечет возможность посмотреть за проблемы свежим взглядом и найти наиболее подходящие пути ее решения.
  2. Спорт помогает улучшить кровообращение в организме и питание мозга, что позволяет мозгу думать быстрее и эффективнее
  3. Обучение помогает развивать мозг, расширять границы знаний в той или иной области. Постоянное обучение помогает научиться мыслить шире, находить пересечения своих знаний и повышает насмотренность, что остро необходимо для развития креативного мышления
  4. Практика мозговых упражнений: игра в шахматы, решение головоломок, ребусов и так далее.
  5. Изучение и применение стратегий работы с различными ошибками мышления в жизни: черно-белое мышление, катастрофизация, обобщение и др.

Руководители также могут помогать своим сотрудникам преодолевать туннельное мышление не только с помощью вышеописанных стратегий, но и посредством определенного способа общения в команде. Например, проводить мероприятия (тимбилдинги) с условиями, в которых сотрудники смогут применить свои аналитические и творческие способности в решении неординарных задач или создать такие условия работы, где сотрудники смогут, не боясь осуждения, предлагать свои самые смелые идеи, фантазировать и экспериментировать.

Ниже приведу два примера. Первый проиллюстрирует то, как творческий подход к работе помогает находить лучшие варианты решения задач. А второй — как руководитель может повлиять на развитие «широкого мышления» у сотрудника.

В моей практике одним из последних был случай, когда я, как методолог, увидела низкий процент выполнения домашних заданий студентами на одном из наших продуктов. Наиболее простым и понятным в реализации вариантом решения проблемы было бы ужесточение и обязанность студентов выполнять задания для получения документа о прохождении обучения. Но я пошла другим путем: проанализировала те ресурсы, что были мне доступны, и выяснила, что некоторые преподаватели давали материал сверх того, о чем мы с ними договаривались. Вот этот материал и натолкнул меня на мысль о том, что вместо «кнута» можно использовать «пряник» и предоставлять дополнительный материал студентам в качестве бонуса за выполнение домашнего задания. В итоге внедрения новой системы домашние задания стали сдавать почти все студенты и другие метрики продукта также повысились, что тоже важно!

Второй пример: ко мне обратился новоиспеченный сотрудник «Н» моего отдела за помощью в формировании дополнительного материала в продукте. До этого момента «Н» уже сходил к преподавателю и обсудил, каким может быть этот материал, но это не помогло. Мы стали вместе разбираться и раскручивать в процессе диалога тему и возможные ответвления от нее, определились с форматом и видом этого материала. При этом я принципиально не давала готовых решений. В ходе обсуждения «Н» сам предложил вариант, который отлично дополнял основную тему продукта, но не выходил за ее рамки. Подготовить такой материал оказалось тоже вполне реально в условии тех ресурсов, которыми мы располагали. Так, задача была решена, а сотрудник сделал еще один шаг на пути к творческому мышлению.

Именно таким образом расширение кругозора и работа с туннельным мышлением позволяет принимать более интересные и эффективные решения, а также решать нестандартные задачи в процессе работы.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации30.11.2021
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Тверской, ул. Новослободская, д. 20, этаж/помещ 2/I, ком/офис 25/А4у
ОГРН 1217700579106
ИНН / КПП 7707459715 770701001

Контакты

E-mail 9899825@MAIL.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия