Туннельное мышление: как помочь сотрудникам расширить взгляд на мир
Руководитель отдела подготовки обучения МИПИП рассказывает, почему туннельное мышление влияет на качество работы и как помочь сотрудникам его преодолетьРуководитель отдела подготовки обучения МИПИП, методолог, преподаватель
Туннельное мышление — это когнитивное искажение, при котором человек смотрит на проблему узко, часто основываясь только на своем предыдущем опыте решения подобной задачи. И если в типовой ситуации оно помогает сэкономить силы и быстро принять решение, то в новых условиях может сыграть злую шутку.
Обычно туннельное мышление — это способ уйти от сложных или непонятных задач. Так устроен весь наш мозг: он ищет наиболее понятные, известные и простые пути решения. Однако в работе это мешает развитию, прогрессу и росту как специалиста, так и компании в целом. Именно поэтому важно выходить за рамки и помогать это делать своим сотрудникам. Для этого можно пользоваться различными стратегиями:
- развивать у сотрудников творческое мышление путем использования инструментов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): именно творчество позволяет находить новые решения на основе имеющегося опыта в известных условиях.
- проводить тренинги и сессии внутри команды для предотвращения туннельного мышления;
- ставить открытые вопросы внутри отдела/команды для побуждения к развитию креативного (творческого) мышления.
Кроме того, с точки зрения психологии человек может использовать различные методы и приемы для предотвращения туннельного мышления самостоятельно:
- Медитации помогают разгрузить мозг, а это в свою очередь влечет возможность посмотреть за проблемы свежим взглядом и найти наиболее подходящие пути ее решения.
- Спорт помогает улучшить кровообращение в организме и питание мозга, что позволяет мозгу думать быстрее и эффективнее
- Обучение помогает развивать мозг, расширять границы знаний в той или иной области. Постоянное обучение помогает научиться мыслить шире, находить пересечения своих знаний и повышает насмотренность, что остро необходимо для развития креативного мышления
- Практика мозговых упражнений: игра в шахматы, решение головоломок, ребусов и так далее.
- Изучение и применение стратегий работы с различными ошибками мышления в жизни: черно-белое мышление, катастрофизация, обобщение и др.
Руководители также могут помогать своим сотрудникам преодолевать туннельное мышление не только с помощью вышеописанных стратегий, но и посредством определенного способа общения в команде. Например, проводить мероприятия (тимбилдинги) с условиями, в которых сотрудники смогут применить свои аналитические и творческие способности в решении неординарных задач или создать такие условия работы, где сотрудники смогут, не боясь осуждения, предлагать свои самые смелые идеи, фантазировать и экспериментировать.
Ниже приведу два примера. Первый проиллюстрирует то, как творческий подход к работе помогает находить лучшие варианты решения задач. А второй — как руководитель может повлиять на развитие «широкого мышления» у сотрудника.
В моей практике одним из последних был случай, когда я, как методолог, увидела низкий процент выполнения домашних заданий студентами на одном из наших продуктов. Наиболее простым и понятным в реализации вариантом решения проблемы было бы ужесточение и обязанность студентов выполнять задания для получения документа о прохождении обучения. Но я пошла другим путем: проанализировала те ресурсы, что были мне доступны, и выяснила, что некоторые преподаватели давали материал сверх того, о чем мы с ними договаривались. Вот этот материал и натолкнул меня на мысль о том, что вместо «кнута» можно использовать «пряник» и предоставлять дополнительный материал студентам в качестве бонуса за выполнение домашнего задания. В итоге внедрения новой системы домашние задания стали сдавать почти все студенты и другие метрики продукта также повысились, что тоже важно!
Второй пример: ко мне обратился новоиспеченный сотрудник «Н» моего отдела за помощью в формировании дополнительного материала в продукте. До этого момента «Н» уже сходил к преподавателю и обсудил, каким может быть этот материал, но это не помогло. Мы стали вместе разбираться и раскручивать в процессе диалога тему и возможные ответвления от нее, определились с форматом и видом этого материала. При этом я принципиально не давала готовых решений. В ходе обсуждения «Н» сам предложил вариант, который отлично дополнял основную тему продукта, но не выходил за ее рамки. Подготовить такой материал оказалось тоже вполне реально в условии тех ресурсов, которыми мы располагали. Так, задача была решена, а сотрудник сделал еще один шаг на пути к творческому мышлению.
Именно таким образом расширение кругозора и работа с туннельным мышлением позволяет принимать более интересные и эффективные решения, а также решать нестандартные задачи в процессе работы.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты